О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
В статье кандидата педагогических наук Евгения Руднева «Качество труда
учителя и его оценка» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 4 за 2011 г.)
анализируются наиболее распространенные профессиональные ошибки
учителей: нерациональное планирование учебного процесса, несоответствие
педагогических целей и средств, игнорирование опыта учеников и уровня
их подготовки.
В частности, говоря об ошибках в оценивании, Е.Руднев
замечает, что многие педагоги «ставят отметки в журнал и тут же о них
забывают, к ним не возвращаются, не осмысливают динамику результатов
работы школьника. А ведь ученики с оценками – 4, 5, 5, 4, 5; 2, 3, 4,
3, 4 и 2, 4, 2, 5, 2 – это не только разные ученики, но и испытывающие
разные трудности в обучении. Следовательно, в работе с каждым из них
целесообразно использовать разные подходы, методы, в том числе и
оценивания».
Особое внимание в публикации уделено последствиям различных
профессиональных упущений. К примеру, некоторые учителя полностью
сосредотачиваются на передаче учебного содержания. На уроках таких
педагогов часто звучит просьба или требование прочитать, запомнить,
записать, рассказать, ответить. Реже педагог предлагает классу:
различить, объяснить, обобщить. Еще реже – понаблюдать, преобразовать,
обсудить, обосновать, предложить, использовать, создать, оценить,
продемонстрировать. Но без подобной практики у детей слабо развиваются
критическое мышление и навыки общения; накапливая багаж знаний, они не
получают опыта коллективного действия, самостоятельных учебных
операций. Подобные образовательные «пробелы» школьников могут
обернуться серьезными проблемами в их взрослой жизни.
Сотрудники кафедры общей психологии Ярославского государственного
университета им. П.Г.Демидова провели исследование, посвященное
проблемам социализации детей с особыми образовательными потребностям
(ООП). В выборку исследования вошли ребята, обучающиеся в 4–7 классах
общеобразовательной школы города Ярославля.
В ходе исследования было выявлено несколько важных факторов, снижающих
возможности успешной социализации школьников с ООП, в том числе
связанных с особенностями общения. Как отмечают ярославские психологи
Е.Конева, В.Солондаев, И.Крупенникова в статье «Специфика общения детей с
особыми образовательными потребностями в контексте психологической
адаптации» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 4 за 2011 г.»), дети
с ООП общаются преимущественно со взрослыми (родственниками и
учителями), мало контактируют с ровесниками, практически не вступают в
контакт со старшими учениками.
Авторы публикации акцентируют внимание на том, что общение таких детей
со сверстниками, как правило, иерархично и подчинено сугубо
прагматическим или игровым мотивам. Примечательно, что дети с ООП реже
других ребят описывают личностные качества своего друга (подруги) и
существенно чаще дают друзьям «деятельностные» характеристики (выручит,
поможет). Отчасти это объясняется тем, что у этих ребят существует
острая потребность в друге-защитнике.
Для каких целей в образовании можно использовать блоги? Оказывается,
для самых разных:
– как средство информирования учеников, учителей и родителей о текущих
событиях школьной жизни;
– для демонстрации различных достижений школьников;
– для сопровождения учебного процесса (обсуждения спорных вопросов и
актуальных проблем, организации совместной работы над проектом учеников
разных классов или групп).
Авторы статьи «Сетевые
сервисы в учебном процессе: блоги» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 2 за 2011
г.) В.Стародубцева, Л.Горохова и А.Киселева приводят
множество конкретных примеров со ссылками на русскоязычные и
англоязычные электронные ресурсы.
В публикации даются практические рекомендации учителям по ведению
блогов, а в заключительной части статьи приводится описание всех этапов
создания блога (на сервисе корпорации Google www.blogger.com/).