Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

В статье кандидата педагогических наук Евгения Руднева «Качество труда учителя и его оценка» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 4 за 2011 г.) анализируются наиболее распространенные профессиональные ошибки учителей: нерациональное планирование учебного процесса, несоответствие педагогических целей и средств, игнорирование опыта учеников и уровня их подготовки.
 В частности, говоря об ошибках в оценивании, Е.Руднев замечает, что многие педагоги «ставят отметки в журнал и тут же о них забывают, к ним не возвращаются, не осмысливают динамику результатов работы школьника. А ведь ученики с оценками – 4, 5, 5, 4, 5; 2, 3, 4, 3, 4 и 2, 4, 2, 5, 2 – это не только разные ученики, но и испытывающие разные трудности в обучении. Следовательно, в работе с каждым из них целесообразно использовать разные подходы, методы, в том числе и оценивания».
Особое внимание в публикации уделено последствиям различных профессиональных упущений. К примеру, некоторые учителя полностью сосредотачиваются на передаче учебного содержания. На уроках таких педагогов часто звучит просьба или требование прочитать, запомнить, записать, рассказать, ответить. Реже педагог предлагает классу: различить, объяснить, обобщить. Еще реже – понаблюдать, преобразовать, обсудить, обосновать, предложить, использовать, создать, оценить, продемонстрировать. Но без подобной практики у детей слабо развиваются критическое мышление и навыки общения; накапливая багаж знаний, они не получают опыта коллективного действия, самостоятельных учебных операций. Подобные образовательные «пробелы» школьников могут обернуться серьезными проблемами в их взрослой жизни.
Сотрудники кафедры общей психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова провели исследование, посвященное проблемам социализации детей с особыми образовательными потребностям (ООП). В выборку исследования вошли ребята, обучающиеся в 4–7 классах общеобразовательной школы города Ярославля.
В ходе исследования было выявлено несколько важных факторов, снижающих возможности успешной социализации школьников с ООП, в том числе связанных с особенностями общения. Как отмечают ярославские психологи Е.Конева, В.Солондаев, И.Крупенникова в статье «Специфика общения детей с особыми образовательными потребностями в контексте психологической адаптации» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 4 за 2011 г.»), дети с ООП общаются преимущественно со взрослыми (родственниками и учителями), мало контактируют с ровесниками, практически не вступают в контакт со старшими учениками.
Авторы публикации акцентируют внимание на том, что общение таких детей со сверстниками, как правило, иерархично и подчинено сугубо прагматическим или игровым мотивам. Примечательно, что дети с ООП реже других ребят описывают личностные качества своего друга (подруги) и существенно чаще дают друзьям «деятельностные» характеристики (выручит, поможет). Отчасти это объясняется тем, что у этих ребят существует острая потребность в друге-защитнике.
Для каких целей в образовании можно использовать блоги? Оказывается, для самых разных:
– как средство информирования учеников, учителей и родителей о текущих событиях школьной жизни;
– для демонстрации различных достижений школьников;
– для сопровождения учебного процесса (обсуждения спорных вопросов и актуальных проблем, организации совместной работы над проектом учеников разных классов или групп).
Авторы статьи «Сетевые сервисы в учебном процессе: блоги» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 2 за 2011 г.) В.Стародубцева, Л.Горохова и А.Киселева приводят множество конкретных примеров со ссылками на русскоязычные и англоязычные электронные ресурсы.
В публикации даются практические рекомендации учителям по ведению блогов, а в заключительной части статьи приводится описание всех этапов создания блога (на сервисе корпорации Google www.blogger.com/).