ИСПЫТАНИЕ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ВЫПУСНИКОВ
На всякий случай
Результаты тестового экзамена в большой степени зависят не
только от уровня знаний ученика, но и от его умения сконцентрировать
внимание, работоспособности, уверенности – одним словом, от
элементов его психической организации. Что, мягко говоря,
несправедливо. Ведь жесткий регламент экзамена дает преимущества,
например, «жаворонкам» перед «совами», визуалам перед аудиалами;
оставляет меньше шансов слишком медлительным детям или тем, у кого
доминирует правое полушарие.
Подобные «недостатки» можно попытаться по возможности минимизировать с
помощью родителей и педагогов на этапе подготовки и во время проведения
экзамена. Но давать рекомендации, даже самые мудрые, не слишком
эффективно: старшие подростки редко выполняют указания взрослых. Лучше
привлечь их самих к выработке стратегии подготовки и сдачи экзамена.
С учеником можно обсудить его наблюдения над собой. Например, в какое
время суток его работоспособность повышается. И на основании этого
спланировать режим подготовки в последние дни перед испытанием.
Не менее важно научить подростка планировать ход работы. Пусть
потренируется спокойно пропускать то, что вызывает слишком большие
затруднения, к этим заданиям можно вернуться на втором круге.
Болезненнее всего этот прием воспринимают отличники-перфекционисты,
внутренне настроившиеся на сто баллов. Кстати, не для всех часть А
окажется самой легкой. Правополушарные дети с их образным мышлением с
трудом справляются с заданиями, требующими лишь формальной логики. Им
может быть полезно начать с менее формальных частей В и С.
Неуверенные в себе дети тоже склонны «застревать», будучи не в силах
остановиться на том или ином варианте ответа. Некоторые ребята вообще с
трудом заставляют себя приступить к выполнению заданий. Своеобразной
«подпоркой» их самоконтролю может стать галочка напротив каждой
победы – выполненного пункта.
При подготовке полезно обратить внимание ученика на то, в какой форме
он легче воспринимает информацию. Если на слух, то можно не только
прочитывать задание про себя, но и шепотом его проговаривать.
Немаловажная часть работы – проверка. Особенно большие проблемы здесь
испытывают гиперактивные ребята и те, кто страдает от излишней
тревожности. Некоторым помогает игровой прием: нужно представить, что
проверяешь чужую работу.
Есть среди подростков и такие, кто очень быстро устает по сравнению со
сверстниками. Час-полтора напряженной работы – и у них резко снижается
уровень умственной активности, очевидные вещи вылетают из головы,
нелепые ошибки следуют одна за другой. С такими ребятами нужно
договориться заранее, что при приближении подобного состояния нужно
спокойно отложить работу, закрыть глаза и расслабиться на пять-семь
минут. Если подросток поймет важность индивидуальной переменки, он
наверняка подберет себе максимально эффективный способ релаксации.