Вторая тетрадь
Школьное дело
ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
«...Знайте: воспитание движимо уважением к ребенку. Видя ошибки своих воспитанников, педагог сперва ищет причину плохого результата в себе самом»
Сколько ни размышляй о том, каким быть учителю сегодня, какими
другими стали дети, программы, производственные отношения, – истина
куда-то ускользает. Стали функционал читать – параметры не понравились.
Взялись Кодекс учителя составлять – перессорились. Как аттестация –
слезы; как конкурс – недоумение. Словно есть какая-то настоящая правда
об учителе, а никто ее в расчет не берет, даже назвать не может. То ли
дело называть проблемы учителя. Это – да, но не будем начинать. Ведь
заранее известно, какая будет первой: дети не хотят учиться.
Строго говоря, при чем тут учитель, это же дети не хотят. Учитель-то
всеми силами хочет и старается их обучить. Но такая вот удивительная
профессия у нас: только вместе, действуя заодно, мы можем достичь
успеха, в том числе личного. И если дети не хотят, «все плохо».
Про грамотные отношения с детьми (сотрудничество, взаимодействие,
сотворчество и пр.) уже столько слов сказано, что не дело искать новые.
Да и не в новизне сила. В той самой правде, которая порой случается в
детско-взрослых отношениях. У педагога, способного к правдивым
отношениям, ровным, уважительным, открытым. Мы публикуем два
материала, которые сошлись в редакционном портфеле случайно, но
явственно окликнули друг друга: своими раздумьями о главной проблеме
педагога делится учитель информатики Владимир Погодин. И поразительным
образом перекликаясь с современным учителем, знаменитый немецкий
педагог XVIII века Кристиан Зальцманн пишет о необходимых для
воспитателя качествах. Словно люди с одинаковым отношением к профессии
нашли друг друга. Словно протянули руки через века. Словно на самом
деле есть великая вечная педагогика, как есть великий театр, великие
книги, великое кино.
О воспитании воспитателя
…Ах, где те самостоятельно мыслящие воспитатели, которые, имея
почти неограниченную свободу, могут судить, что в искусстве воспитания
осуществимо, а что нет, почему один план удался, а другой потерпел
неудачу. Ах, дайте нам хороших воспитателей, имеющих склонность, умение
и навык разумно обращаться с детьми, завоевывать их доверие, пробуждать
силы, направлять наклонности.
Но их нет, людей, – есть теории, хорошие теории и изобилие книг,
содержащих наставления. Меж тем из сельской школы, где учит смышленый
правдивый учитель, никогда не изучавший новых теорий об уроках чтения,
постепенно выходит община, которая выгодно отличается в округе
порядочностью, деятельностью и даже навыками чтения.
Все дело в воспитателе. Но не так много людей, которые могут учить и
воспитывать. А вы? Вот что возьмите на заметку. Во-первых, будь здоров.
Если вы испытываете неприятные ощущения, все ваши слова будут пропитаны
желчью или будут преподноситься дрожащим голосом. Второе – будь всегда
весел. Находясь в веселом настроении, ты всемогущий для своих учеников.
Даже если трудно, человек, полный сил и светлых мыслей, умеет
отрешиться от окружающего и найти пищу для хорошего настроения. Третье
– научись разговаривать с детьми. Рассказывать истории. Не стремиться
«говорить как по писаному». Избегать общих мест и нравоучений. Стремись
увлечь. Далее: получай радость от занятий с детьми. Следующее:
постарайся получить четкие знания о творениях природы. Знакомство с
природой приносит воспитателю множество выгод. Затем: знакомься с
плодами человеческого усердия, то есть разговаривай с людьми разных
профессий и разного образа жизни – такие беседы дадут больше понимания
жизни, чем отвлеченные лекции, сделают тебя более честным в разговорах
с детьми. Еще: научись пользоваться своими руками. Лучше, если пособия
для занятий ты сможешь изготовлять сам. Что-то мастерить с детьми –
вещь совершенно необходимая для воспитателя. Наконец, еще два важных
условия: умей вступать в контакт с семьей ученика, а главное – всегда
поступай так, как хочешь, чтобы поступали дети.
Пробовал – не получилось?
...Допустим, ты следовал указаниям, которые я дал, но не
увидел воздаяния. Дети не хотят быть в твоем обществе, не разделяют
представлений, не следуют твоим напоминаниям. Ни в коем случае не
возмущайся, не вини детей, а исследуй, где ошибся. Но если даже при
постоянном исследовании себя ты не можешь определить, где ошибся, не
находишь ничего, что надо бы в себе изменить, и даже при добросовестном
старании мало чего можешь от них добиться, то, пожалуй, это знак
провидения: твое призвание другое. Без сомнения, у тебя есть задатки к
какому-то другому занятию, которым ты будешь заниматься с
удовольствием, многого добьешься и принесешь много добра. Если ты
все-таки посвятишь себя воспитанию, при всей неспособности к нему, ты
испортишь свою жизнь и жизнь детей, дав их характеру неверное
направление.
«Мы не можем действовать с
оглядкой на непогоду»
Итак, дорогие друзья! Если вы не только зоветесь
воспитателями,
но и действительно хотите ими быть, имейте способность к самокритике.
Настоящий авторитет среди детей может завоевать лишь тот, кто, видя
ошибки своих воспитанников, сперва ищет причину плохого результата в
себе самом. Знайте: при воспитании в центре стоит использование
собственных сил ребенка и их развитие. Воспитание движимо уважением к
ребенку и его правам.
Кристиан Готтхильф Зальцманн, «Книжка для
раков. Книжка для муравьев», издательство «Райхль», Москва, 2011 г.
|