ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Самый популярный предмет по выбору
Обществознание в формате ЕГЭ получило более точные критерии оценки части С
В редакции газеты «Комсомольская правда» состоялся круглый
стол на тему «Особенности ЕГЭ-2011. Как в этом году предстоит сдавать
обществознание?», в котором приняли участие представители Федерального
института педагогических измерений (ФИПИ). Экзамен по обществознанию
остается самым популярным среди предметов по выбору: ежегодно его сдают
около половины выпускников. Как правило, это те, кто намерен поступать
в экономические и юридические вузы.
Публикация произведена при поддержке интернет портала недвижимости bpn.ru. На страницах сайта bpn.ru, Вы найдете всю необходимую информацию про готовую к продаже или аренде жилую недвижимость в Москве и московской области. Представленная база недвижимости включает в себя квартиры в новостройках, земельные участки, дома и дачи. А так же к Вашему вниманию новости из мира недвижимости, которые позволят быть в курсе последних событий и изменений в законодательстве, тарифах ЖКХ, ипотечной и кредитной политики банков и много другого.
По мнению члена научно-методического совета ФИПИ Петра Гречко, эта
ситуация отражает соотношение физиков и лириков в стране, согласно
которому гуманитарии превалируют над технарями, несмотря на то что
президент и правительство призывают молодежь осваивать точные науки и
поступать в инженерные вузы.
Вторая причина стабильно высокого рейтинга обществознания состоит в
том, что многим учащимся этот предмет представляется легким. Правда,
эти ожидания не всегда оправданны.
«С каждым годом заданий в части А становится все меньше: в этом году их
число сократилось с 38 до 22. Соответственно и проскочить, понадеявшись
на удачу, не получится», – предостерегает руководитель Федеральной
комиссии разработчиков КИМов ЕГЭ по обществознанию Анна Лазебникова.
Между тем педагоги критически относятся к сокращению числа тестовых
заданий с выбором ответа, поскольку, по мнению учителя истории школы №
982 г. Москвы Игоря Артасова, именно эти задания проверяют знания на
базовом уровне. Особое внимание он рекомендует уделить разделам по
экономике и праву, поскольку, как показала практика, тестовых заданий
по этим вопросам больше всего.
Непросто справиться школьникам и с написанием эссе (часть С), особенно
на философские темы.По словам специалистов, причина затруднений связана
с тем, что ученики не умеют находить в тексте основные тезисы и строить
модель своего ответа.
Как считает П.Гречко, этим компетенциям не учат в школе: процесс
обучения строится по-старому, в то время как на ЕГЭ предъявляются новые
требования.
Кроме того, по словам замдиректора ФИПИ по научно-методической
деятельности Ольги Котовой, для ответа на некоторые вопросы подросткам
порой не хватает элементарного практического опыта: многие из них не
знают, что документы заверяются у нотариуса и что при устройстве на
работу необходимо подписать трудовой договор. Также выпускники имеют
слабое представление о политическом устройстве страны, в том числе о
том, чем отличается Конституция от всех остальных законов, каковы
полномочия Президента РФ и т.д.
В то же время О.Котова убеждена, что ЕГЭ можно сдать без помощи
репетиторов, просто «нормально занимаясь в школе». Эту позицию
поддерживает Игорь Артасов, по словам которого только двое из 19
учащихся в его классе, выбравших обществознание, дополнительно
занимались с репетиторами.
Вообще, по признанию педагога, особого ажиотажа среди выпускников не
наблюдается. Единственное, чего боятся школьники, – это субъективной
оценки за часть С.
Подтверждая, что «эссе проверять довольно трудно», директор ФИПИ Андрей
Ершов отмечает, что специалисты института уделяют серьезное внимание
подготовке предметных комиссий в регионах и обеспечению их качественной
работы. При этом он не исключает возможности перекрестной проверки
работ (когда эксперты оценивают эссе, написанные учащимися из других
регионов) в случае, если возникнут сомнения в результатах.
В этом году специалисты института разработали более точные критерии
оценивания части С – с тем чтобы свести к минимуму элементы
интерпретации со стороны экспертов и повысить степень объективности.
Как отмечали представители ФИПИ, изменения в КИМах по обществознанию в
2011 году не носят радикального характера и хорошо известны всем
участникам, поскольку были утверждены еще в ноябре прошлого года, а
демоверсии опубликованы на сайте института.
Как упоминалось выше, они касаются сокращения части А и уточнения
критериальных оценок заданий части С, а также корректировки некоторых
моделей части В (в том числе составление развернутого плана по
определенной теме). Согласно расписанию, утвержденному Рособрнадзором,
ЕГЭ по обществознанию состоится 15 июня.