ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
«Приходится следить за школьной жизнью»
Кто и с какими вопросами звонит на детский телефон доверия?
Психологическая служба «Детский телефон доверия» работает в
Центре экстренной психологической помощи Московского городского
психолого-педагогического университета
с 1 сентября 2008 года. Задача специалистов службы – экстренная
психологическая помощь. Их единственный инструмент – телефон. Они
работают ежедневно, круглосуточно, без выходных, праздников и
перерывов. Основное условие работы – анонимность, кто бы ни позвонил и
какая бы проблема его ни беспокоила.
Спонсор публикации статьи: научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. На страницах электронной библиотеки, которая располагается по адресу www.dissercat.com, Вы найдете, и сможете бесплатно скачать большое количество научно исследовательских работ, которые включают в себя диссертации и авторефераты. Представленные на сайте работы помогут подробно ознакомиться с текущим состоянием науки Российской Федерации, и её развитием. Удобная система поиска позволит быстро найти работы по нужной специальности, а так же Вы всегда можете добавить свой научный труд для его бесплатного распространения.
За время работы психологи «Детского телефона доверия» приняли
около 30 тысяч обращений. Звонят дети, подростки, родители, учителя.
В рабочую смену службы входят четыре психолога и супервизор. Каждое
обращение в службу регистрируется: в базу данных заносятся пол и
возраст ребенка, причины обращения, были ли повторные обращения, решена
ли проблема.
С какими же вопросами обращаются дети и взрослые?
По статистике службы 12% детей беспокоят проблемы в семье, 11%
озабочены отношениями со сверстниками, учебой и отношениями между
мальчиками и девочками интересуются по 8% обратившихся, травматические
ситуации, проблемы со здоровьем и в сексуальной сфере, неготовность
ребенка принять себя таким, каким он является, беспокоят по 5% детей и
подростков соответственно.
Меньше всего детей с мыслями о суициде и находящихся в кризисном
состоянии – 1,5%. Около 2% интересуются правовыми и юридическими
вопросами. Ну а примерно 37% детей ошиблись номером, бросили трубку, не
стали отвечать психологу или выясняли особенности работы службы.
– Больше всего обращений от детей мы регистрируем в конце
учебного года и в начале лета, – говорит Анна Ермолаева, заместитель
руководителя психологической службы «Детский телефон доверия» МГППУ. –
В первую очередь подростков волнует успешная сдача ЕГЭ и поступление в
вуз. А это в свою очередь влечет за собой проблемы с родителями – из-за
их давления и завышенных ожиданий дети испытывают неуверенность,
раздражительность, стресс.
При этом всего один раз обращаются к специалистам службы около
85% абонентов, 7–10% звонят повторно и только 5% регулярно общаются с
психологами. Впрочем, как правило, дети забывают представляться,
попадают в разные смены к разным специалистам, и поэтому эти подсчеты
заведомо неточны.
Статистика рисует такой портрет типичного ребенка, набравшего номер
«Детского телефона доверия». Это подросток в возрасте от 12 до 16 лет.
Его волнуют прежде всего проблемы в семье: отношения с родителями,
сестрами или братьями, затем сложности в отношениях со сверстниками –
непонимание, агрессия, изоляция и трудности в учебе: недостаточная
мотивация, конфликты с учителями, повышенная сложность учебных
программ.
– Это не значит, что мы принимаем звонки только от подростков,
– замечает Анна Ермолаева. – Самому юному из наших клиентов было пять
лет, и беспокоили его детские ночные страхи.
Меньше всего звонков поступает от детей с самыми сложными
вопросами – внутриличностными проблемами и угрозами суицида.
По словам Анны Ермолаевой, звонки по этой тематике довольно редки.
Каждый из них требует длительной совместной работы психолога и абонента
и серьезной терапевтической работы.
Иногда перед психологами встает трудный этический выбор. Даже если
ребенок жалуется на насилие в семье или специалисту ясно, что ему
угрожает опасность, он не имеет права сам обратиться в полицию или
органы опеки.
– Психолог может спросить, не хочет ли ребенок, чтобы он
вызвал полицию, или попытаться его убедить обратиться за помощью, –
говорит Анна Ермолаева. – Но инициатива в любом случае должна
исходить от ребенка. Мы не имеем права решать за него, отнимать у него
право выбора и нарушать его анонимность. Конечно, это очень сложно.
Впрочем, порой дети используют «Детский телефон доверия» как
справочную. Выясняют условия и сроки сдачи ЕГЭ, продолжительность
школьных каникул и карантинов, сроки вступительных экзаменов в вузы…
– Приходится следить за школьной жизнью, – признается Анна
Ермолаева. – Мы сначала стараемся сами предоставить нужную
информацию детям и только потом перенаправляем его куда-то еще.
Звонят в «Детский телефон доверия» МГППУ и взрослые. Прежде
всего это родители. Для них на первом месте стоят конфликты с детьми –
35% волнуются по этому поводу. Проблемы детей в школе беспокоят 15%
родителей, а здоровье детей – 11%. В споры с администрацией
образовательных учреждений вступают около 8%. И наконец, треть
родителей просто наводит справки о работе «Детского телефона доверия».
Интересно, что если у детей лишь один всплеск обращений – с начала
апреля по июнь, то родители на нервах практически круглый год. С
сентября по декабрь они набирают номер службы, чтобы посоветоваться по
поводу отношений с детьми и их успеваемости. В апреле конфликты на
почве учебы только обостряются, а в июле наступает предэкзаменационная
лихорадка, связанная с поступлением в вузы.
PS. Телефон психологической службы «Детский телефон доверия» МГППУ:
(495) 624-60-01. Работает круглосуточно, без выходных и перерывов.