Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Олейников Алексей

«Приходится следить за школьной жизнью»

Кто и с какими вопросами звонит на детский телефон доверия?

Психологическая служба «Детский телефон доверия» работает в Центре экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета
с 1 сентября 2008 года. Задача специалистов службы – экстренная психологическая помощь. Их единственный инструмент – телефон. Они работают ежедневно, круглосуточно, без выходных, праздников и перерывов. Основное условие работы – анонимность, кто бы ни позвонил и какая бы проблема его ни беспокоила.

Спонсор публикации статьи: научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. На страницах электронной библиотеки, которая располагается по адресу www.dissercat.com, Вы найдете, и сможете бесплатно скачать большое количество научно исследовательских работ, которые включают в себя диссертации и авторефераты. Представленные на сайте работы помогут подробно ознакомиться с текущим состоянием науки Российской Федерации, и её развитием. Удобная система поиска позволит быстро найти работы по нужной специальности, а так же Вы всегда можете добавить свой научный труд для его бесплатного распространения.

За время работы психологи «Детского телефона доверия» приняли около 30 тысяч обращений. Звонят дети, подростки, родители, учителя.
В рабочую смену службы входят четыре психолога и супервизор. Каждое обращение в службу регистрируется: в базу данных заносятся пол и возраст ребенка, причины обращения, были ли повторные обращения, решена ли проблема.
С какими же вопросами обращаются дети и взрослые?
По статистике службы 12% детей беспокоят проблемы в семье, 11% озабочены отношениями со сверстниками, учебой и отношениями между мальчиками и девочками интересуются по 8% обратившихся, травматические ситуации, проблемы со здоровьем и в сексуальной сфере, неготовность ребенка принять себя таким, каким он является, беспокоят по 5% детей и подростков соответственно.
Меньше всего детей с мыслями о суициде и находящихся в кризисном состоянии – 1,5%. Около 2% интересуются правовыми и юридическими вопросами. Ну а примерно 37% детей ошиблись номером, бросили трубку, не стали отвечать психологу или выясняли особенности работы службы.

– Больше всего обращений от детей мы регистрируем в конце учебного года и в начале лета, – говорит Анна Ермолаева, заместитель руководителя психологической службы «Детский телефон доверия» МГППУ. – В первую очередь подростков волнует успешная сдача ЕГЭ и поступление в вуз. А это в свою очередь влечет за собой проблемы с родителями – из-за их давления и завышенных ожиданий дети испытывают неуверенность, раздражительность, стресс.

При этом всего один раз обращаются к специалистам службы около 85% абонентов, 7–10% звонят повторно и только 5% регулярно общаются с психологами. Впрочем, как правило, дети забывают представляться, попадают в разные смены к разным специалистам, и поэтому эти подсчеты заведомо неточны.
Статистика рисует такой портрет типичного ребенка, набравшего номер «Детского телефона доверия». Это подросток в возрасте от 12 до 16 лет. Его волнуют прежде всего проблемы в семье: отношения с родителями, сестрами или братьями, затем сложности в отношениях со сверстниками – непонимание, агрессия, изоляция и трудности в учебе: недостаточная мотивация, конфликты с учителями, повышенная сложность учебных программ.

– Это не значит, что мы принимаем звонки только от подростков, – замечает Анна Ермолаева. – Самому юному из наших клиентов было пять лет, и беспокоили его детские ночные страхи.

Меньше всего звонков поступает от детей с самыми сложными вопросами – внутриличностными проблемами и угрозами суицида.
По словам Анны Ермолаевой, звонки по этой тематике довольно редки. Каждый из них требует длительной совместной работы психолога и абонента и серьезной терапевтической работы.
Иногда перед психологами встает трудный этический выбор. Даже если ребенок жалуется на насилие в семье или специалисту ясно, что ему угрожает опасность, он не имеет права сам обратиться в полицию или органы опеки.

– Психолог может спросить, не хочет ли ребенок, чтобы он вызвал полицию, или попытаться его убедить обратиться за помощью, – говорит Анна Ермолаева. – Но инициатива в любом случае должна исходить от ребенка. Мы не имеем права решать за него, отнимать у него право выбора и нарушать его анонимность. Конечно, это очень сложно.

Впрочем, порой дети используют «Детский телефон доверия» как справочную. Выясняют условия и сроки сдачи ЕГЭ, продолжительность школьных каникул и карантинов, сроки вступительных экзаменов в вузы…

– Приходится следить за школьной жизнью, – признается Анна Ермолаева. – Мы сначала стараемся сами предоставить нужную информацию детям и только потом перенаправляем его куда-то еще.

Звонят в «Детский телефон доверия» МГППУ и взрослые. Прежде всего это родители. Для них на первом месте стоят конфликты с детьми – 35% волнуются по этому поводу. Проблемы детей в школе беспокоят 15% родителей, а здоровье детей – 11%. В споры с администрацией образовательных учреждений вступают около 8%. И наконец, треть родителей просто наводит справки о работе «Детского телефона доверия».
Интересно, что если у детей лишь один всплеск обращений – с начала апреля по июнь, то родители на нервах практически круглый год. С сентября по декабрь они набирают номер службы, чтобы посоветоваться по поводу отношений с детьми и их успеваемости. В апреле конфликты на почве учебы только обостряются, а в июле наступает предэкзаменационная лихорадка, связанная с поступлением в вузы.


PS. Телефон психологической службы «Детский телефон доверия» МГППУ: (495) 624-60-01. Работает круглосуточно, без выходных и перерывов.