ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Частные детские сады получат бюджетное финансирование
Правда, не понятно, насколько это исправит общую ситуацию в дошкольном образовании
В России действует около 43 тыс. дошкольных образовательных
учреждений (ДОУ), которые посещают около 5 млн детей. Трудно не
согласиться с организаторами круглого стола
на тему «Качество дошкольного образования в России», прошедшего в
Общественной палате: вопрос качества дошкольного образования входит в
пятерку самых обсуждаемых и волнует всех – от руководителей страны до
простых граждан. И это не случайно: несмотря на то, что за последние
два года удалось увеличить количество мест в детских садах почти на 400
тысяч, очередность растет. Если в прошлом году она составляла 1 миллион
700 тысяч детей, то сегодня это уже около 2 миллионов.
Запредельная наполняемость
Спонсор публикации статьи: интернет проект «Квартиры На Сутки» предлагает услуги аренды комнаты или квартиры в Москве, дешево и без посредников. Воспользовавшись предложением интернет проекта, который располагается по адресу http://kvartiru-sutki.ru, Вы сможете снять квартиру на сутки возле станций метро Павелецкая, Таганская, Пролетарская, Курского вокзала, аэропорта Домодедово, и в других районах Москвы. Так же к Вашим услугам возможность снять квартиру или комнату на ночь или на часы.
Отчасти проблема дефицита дошкольных учреждений решается
благодаря изменениям, внесенным в СанПиНы в декабре прошлого года,
когда из документа исчез термин «предельная наполняемость».
В результате, если до декабря 2010 г. в типовых группах ДОУ, средняя
площадь которых составляет 50 кв. метров, находились максимум 20 детей
от 3 до 7 лет, то после снятия ограничений – 25. То есть на каждого
ребенка приходится по 2 кв. метра, что явно недостаточно.
По мнению директора Института психолого-педагогических проблем детства
Татьяны Волосовец, это очень опасная тенденция, которая приведет к
росту инфекционных заболеваний, к повышению детского травматизма (чем
больше детей – тем меньше внимания к каждому), а об индивидуальном
подходе можно и вовсе забыть.
Кроме того, новая редакция СанПиНов противоречит Типовому положению о
дошкольном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства от 12
сентября 2008 г. № 666, в котором сохраняется термин «предельная
наполняемость» и прописаны соответствующие нормы для каждого типа и
вида ДОУ в зависимости от возрастной категории детей (чем младше дети –
тем меньше наполняемость группы).
Специалисты настаивают на возвращении к прежней редакции СанПиНов.
Похоже, многие родители их в этом поддерживают.
Например, в мае в Нижнем Новгороде прошла акция под названием «Два
квадратных метра карапузу!». В митинге участвовали около 20 мам и пап.
С плакатами в руках «Дети не селедки», «Нам нужны детские сады!»
родители пытались привлечь внимание к излишней наполняемости групп в
дошкольных учреждениях.
Неудачники или суперспециалисты?
Еще одна важнейшая проблема дошкольного образования – кадры.
По свидетельству Т.Волосовец, за последние годы число молодых педагогов
(до 35 лет) в системе дошкольного образования уменьшилось на 10% и на
такую же величину возросло количество воспитателей в возрасте 50 лет и
выше.
По мнению специалистов, пожилые педагоги чаще болеют и не
заинтересованы в повышении своей квалификации. Опасность состоит еще и
в том, что в ближайшее время возможен массовый уход таких специалистов
на пенсию, и тогда их вакансии могут остаться незаполненными: ведь
количество педагогических колледжей – главных поставщиков кадров для
ДОУ – неуклонно сокращается, а выпускники педвузов не спешат
трудоустраиваться по специальности.
Несмотря на заявления ученых о том, что воспитатели детских садов
должны быть суперспециалистами и иметь всестороннюю подготовку, на
практике, по словам ведущего научного сотрудника Института
психолого-педагогических проблем детства РАО Петра Нежнова, «дошкольное
образование – это отстойник для неудачников, по призванию в эту сферу
идут работать единицы».
Вряд ли ситуация в ближайшее время изменится к лучшему: по данным
Высшей школы экономики, средняя зарплата российских воспитателей
составляет 5–8 тыс. рублей.
По мнению П.Нежнова, «в этой структуре должна быть задана
привлекательная карьерная лестница, рассчитанная на специалистов
высокого класса с соответствующей оплатой, не уступающей оплате
школьных педагогов».
Согласно Поручению Правительства от 4 апреля 2011 года (по модернизации
образования и доведению учительской зарплаты до средней по экономике
каждого региона), с 1 сентября нынешнего года планируется поднять
зарплату учителям не менее чем на 30%. Дошкольных педагогов эта
индексация не коснется, в связи с чем эксперты прогнозируют рост
социальной напряженности в регионах.
Детские сады превратятся в «маленькие школы»?
На этом фоне рассуждения о качестве дошкольного образования
представляются не совсем уместными. Однако, напомним, именно эта тема
была вынесена в повестку дня заседания «круглого стола» в Общественной
палате.
Одним из последних оплотов дошкольного образования является
вариативность, в сохранении которой специалисты видят одну из главных
задач.
В настоящее время в ДОУ действует 48 комплексных образовательных
программ, однако из этого разнообразного спектра большинство учреждений
отдает предпочтение традиционным. Причины такого выбора банальны:
во-первых, такие программы проще реализовать, во-вторых, они более
соответствуют лицензионным и аккредитационным требованиям.
Год назад вступили в действие Федеральные государственные требования
(ФГТ) к дошкольному образованию, которые включают те же элементы, что и
стандарты для других уровней образования: требования к структуре и
условиям реализации основной образовательной программы, за исключением
требований к результатам ее освоения.
Специалистов беспокоит то, что благодаря таким нововведениям детский
сад превратится в «маленькую школу», в которой детей будут обучать
различным предметам, без учета их возрастных особенностей.
Директор НИИ дошкольного образования им. А.В.Запорожца Лариса
Парамонова считает, что главным критерием качества дошкольного
образования является комфортное самочувствие ребенка.
Для этого необходимо организовать жизнь детей с учетом их потребностей
– в общении, познании, движении, проявлении активности и
самостоятельности, в самовыражении различными способами: в том числе в
игре, рисовании, конструировании и т.д.
Проблема, по ее мнению, заключается в том, что детям нравится сам
процесс, связанный с тем или иным видом творчества, а педагоги обращают
внимание на результат (красивый рисунок, аккуратная поделка), и если он
не совпадает с заданным образцом, это отрицательно расценивается
воспитателем. С учетом этого, по мнению Парамоновой, должны меняться
принципы и технологии современного образовательного процесса, и если он
будет характеризоваться яркой, комфортной, эмоционально и содержательно
насыщенной жизнью, то это будет способствовать повышению качества
образования.
Пока же выводы ученых не слишком радуют.
Так, директор Института психологии им. Л.С.Выготского Елена Кравцова
убеждена, что «современное дошкольное образование никак нельзя назвать
качественным, поскольку оно почти не имеет развивающего характера и
ведет к утомлению и ухудшению здоровья детей».
Большие расходы на маленьких детей
Тема дошкольного образования нашла отражение в новом законе
«Об образовании» (от 02.02.2011 г.), следующая редакция которого должна
быть опубликована в августе для обсуждения на традиционных августовских
педсоветах.
Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по развитию
образования, президент образовательного холдинга «Наследник» Любовь
Духанина призвала участников «круглого стола» обратить особое внимание
на вопросы, связанные с оплатой услуг дошкольного образования.
Впрочем, кардинальных изменений по сравнению с действующим законом
новая версия не содержит. Так же как и в настоящее время, сохраняется
разделение финансовых полномочий: государство гарантирует бесплатное
образование детей в ДОУ, в то время как родители несут расходы за
содержание своих чад (разница состоит лишь в том, что в законопроекте
употребляется новый термин: «присмотр и уход»).
При этом размеры родительской платы за эти услуги в государственных и
муниципальных детсадах остаются прежними: не более 20% затрат,
предусмотренных на содержание каждого ребенка, и не более 10% от этого
показателя – для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, сироты, а также дети с
туберкулезной интоксикацией как по действующему, так и по новому закону
посещают ДОУ бесплатно.
Кроме того, родители вправе получить компенсацию за содержание детей в
ДОУ: 20% на первого, 50% на второго и 70% на третьего и последующего
ребенка.
Тем не менее Любовь Духанина с тревогой отмечает, что «львиная доля
затрат в детских садах приходится на услуги по уходу и присмотру, а две
трети граждан имеют доходы, которые не позволяют реально платить такие
деньги».
Даже благополучные, по общему мнению, москвичи не являются исключением
из правила.
Как рассказала Л.Духанина, социологическое исследование, недавно
проведенное в столице, показало, что 10% семей имеют доходы, которых
хватает только на питание, еще 10–15% семей помимо расходов на хлеб
насущный могут позволить себе приобрести лишь минимально необходимый
набор вещей (майки, трусы, носки).
«Поэтому передача финансирования части услуг на родителей однозначно
приведет к тому, что эти семьи оплатить пребывание детей в ДОУ не
смогут», – констатирует Л.Духанина и в связи с этим призывает в ходе
очередного обсуждения законопроекта «Об образовании» предлагать в него
поправки, отменяющие родительскую плату за присмотр и уход в ДОУ.
Отменить плату?
Ситуацию комментирует директор Института развития образования
Высшей школы экономики (ВШЭ) Ирина Абанкина:
– В настоящее время подготовлен и согласован со всеми ведомствами,
включая Минфин, законопроект о выделении бюджетных средств на
финансирование частных детских садов. Это важная социальная мера для
поддержки граждан и для обеспечения равного доступа к дошкольному
образованию. Данный законопроект признан приоритетным и может быть
принят Госдумой до того, как состоятся парламентские выборы.
Компенсации части родительской платы за содержание детей в
муниципальных и государственных ДОУ тоже сохранятся, а в тех регионах и
муниципалитетах, где имеются дополнительные финансовые ресурсы, эти
средства получают семьи, чьи дети посещают негосударственные детские
сады.
Согласно мониторингу ВШЭ средняя плата за содержание ребенка в
муниципальном детском саду составляет от 1,5 до 4 тыс. рублей в месяц.
Средняя стоимость питания колеблется от 85 до 140 рублей в день на
одного ребенка, и это основная часть, которую оплачивают родители.
В целом по стране доля родительской платы не превышает 13% расходов на
содержание ребенка в ДОУ, то есть меньше указанных в законе 20%. В
некоторых территориях, например в Ханты-Мансийском автономном округе,
родители даже просят отменить это ограничение, поскольку готовы платить
больше. Но я думаю, что этого делать не следует, а имеющиеся средства
лучше направить на дополнительные образовательные услуги.
Что же касается полной отмены родительской платы за детский сад, то это
предложение социально оправданно, поскольку молодые семьи с детьми
нуждаются в поддержке. Вопрос состоит в том, за счет каких средств это
будет сделано: если за счет увеличения налоговой нагрузки на бизнес, то
это может подорвать стимулы к экономическому развитию. Поэтому в
решении таких проблем следует соблюдать баланс интересов.