Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ


Краюхин Василий

Если защитить детство, может быть, реже придется защищать детей

Невеселые заметки к первому июня

Спонсор публикации статьи: Московская коллегия адвокатов «Шеметов и партнеры» предлагает услуги юридической помощи и консультации юриста, физическим и юридическим лицам. Если Вам требуется консультация арбитражного адвоката, то воспользовавшись предложением коллегии адвокатов «Шеметов и партнеры», Вы получите высокопрофессиональные юридические консультации по всем вопросам, касающимся защиты Ваших прав и интересов в области уголовного, таможенного, административного, гражданского, корпоративного и международного права. Подробнее ознакомиться с предложением московской коллегии адвокатов «Шеметов и партнеры», и записаться на консультацию, можно на сайте www.shemetov.ru. Так же на страницах сайта Вы найдете большое количество полезных статей от адвоката Максима Шеметова, по различным областям российского права.

Наверное, нам стоило бы переименовать этот день: из Дня защиты детей в День защиты детства.
Дело в том, что каких-то отдельно взятых, по некоему признаку выделенных детей защищают постоянно. Это даже становится удобной темой для самопрезентации. Случились беспорядки на Манежной – президент велел отслеживать экстремистов в подростковой среде. Случились интернет-скандалы по поводу педофилов – вот президентское предложение: химическая кастрация. Дети как бы в безопасности.
Однако если посмотреть, что делается для детей в совокупности, делается для того, чтобы детство каждого ребенка было минимально нетравматичным, чтобы в детском саду его встретила доброжелательная воспитательница, чтобы даже в самом дальнем селе заболевшего дошкольника мог осмотреть врач-педиатр, чтобы работала для него детская библиотека, – трижды «увы».
Дело ведь не в том, чтобы выдать родителям материнский капитал и считать это инвестицией в будущее; дети живут здесь и сейчас, они уже родились, уже идет счет их жизни, и им безо всяких отсрочек необходимы помощь, забота, участие.
А получается так, что некая, условно говоря, «территория детства» постепенно утрачивает свои границы, свою выделенность и особость. Ведь что такое, по сути, все увеличивающееся число тестов, экзаменов, через которые должен пройти школьник? Это формализация, окостенение школьных отношений, перевод их в формат проверки на соответствие внешним требованиям.
Школа становится местом, где юные чиновнички заполняют бумажки; в ней реализуется худший тип взрослых отношений, и получается «бюрократия для самых маленьких».


* * *

«Детская тема» одна из самых популярных в СМИ; образы счастливого современного детства наполняют рекламу: вот радостное семейство собирается обедать и готово нахваливать бульонные кубики, от которых обед-де становится по-настоящему семейным; вот мальчик бежит в дедушкин сад пить свежий сок, а рекламный дедушка с усами гоголевского пасечника умильно смотрит ему вслед.
А под этим блескучим лаком, за миром, где самая большая проблема – какую зубную пасту предпочесть, настоящая трагедия современной семьи.
Родители с детьми – самые несвободные люди нынешней России. Родив сына или дочь, люди попадают почти что в крепостную зависимость от государства.
Выбить ребенку место в детском саду; устроить в школу рядом с домом; найти ему секцию или кружок; найти хороших учителей, таких, чтобы сыну или дочери было с ними спокойно; и везде всего не хватает, все, что по закону положено, в дефиците; школу, куда устроили ребенка, могут закрыть, альтернатива – несколько лет жизни, потраченных на судебные и внесудебные разбирательства; программу обучения – переменят, введут новые требования; деньги на ремонт, на подарки – все теневыми способами.
И это не та крепостная зависимость, когда государство обязывает ребенка быть пионером и комсомольцем, указывает родителям, как его воспитывать, каким ему быть; нет, теперь другое: хаотическое существование, где ведущее значение приобретают не общие, единые для всех правила игры, а местный чиновник со своими интересами. И если родителям будет что-то от него нужно, он станет ссылаться на недостаток полномочий; а если ему приглянется здание школы под швейный цех, то за ним вмиг вырастет вся вертикаль власти, работающая на «своего».


* * *

Какой-то злой рок висит над образованием, над системой защиты детства. Это пространство чрезвычайно бедно идеями; а когда нет идей, на первый план выдвигаются функционеры.
Помните, что случилось с системой патронатного воспитания? Объективных объяснений, почему был фактически закрыт проект, позволяющий справиться с социальным сиротством, не существует. Было ли предложено что-то лучше, эффективнее? Нет. Было ли решено, что детские дома справляются с задачей воспитания и социализации на должном уровне и не нужно вводить новации? Нет.
А закон, упразднивший патронат, приняли – нашлись несколько людей, которым, похоже, нужно было просто имитировать деятельность. А встроенных защит от функционера наша сфера не имеет. И любая инициатива, какой бы бредовой она ни была, как бы ни критиковали ее эксперты-практики, может пройти.
Вот пример из последнего времени.
В программу «Президентские спортивные игры», участвовать в которых должны все школы России, наряду с баскетболом, легкой атлетикой и плаванием включена… пулевая стрельба.
Согласно положению в президентских играх обязана участвовать каждая школа. Откуда возьмутся деньги на тиры и пистолеты? Где взять тренеров? Кто, наконец, подумал, насколько такая затея безопасна, ведь, как говорят специалисты в этом виде спорта, в секции пулевой стрельбы должен вестись жесточайший психологический отбор?
Ответов нет. В пресс-службах никто не может пояснить, кто вписал пулевую стрельбу в регламент президентских игр. Концов не найти.
А между тем это и есть реальный механизм принятия решений – кто-то где-то подумал, что так надо. А на уровне школы чей-то безответственный пассаж превращается в якобы продуманное требование сверху, которое необходимо выполнять.
Вот так и будет учиться школьник – в одной руке ручка, в другой пистолет.


* * *

Впрочем, кивать только на государство тоже не стоит.
Помните, как несколько месяцев назад глава Росрыболовства обмолвился, что частная рыбалка в некоторых местах станет платной? Тут и президент подключился, и премьер-министр – а не нарушаются ли права рыбаков на садок с ершами? «Защитить право граждан России на свободное и бесплатное рыболовство», – потребовали первые лица страны. Генпрокуратуре тут же поручили провести масштабную проверку на этот счет. А недавно лично генеральный прокурор Чайка докладывал президенту, как обстоят дела с рыбалкой.
Если смотреть на масштаб акций протеста и реакцию власти, то право забросить удочку в близлежащий водоем котируется много выше, чем право ребенка ходить в доступный детский садик не на другом конце города.
Можно, конечно, пошутить, что рыбак рыбака видит издалека и поэтому им проще объединиться, но картина-то на самом деле чрезвычайно нерадостная.
Реакция общества напоминает реакцию крестьянина XIX века при чьих-то посягательствах на общинный пруд – «мое, не замай»; а вот в вопросах образования, защиты детства почти все сразу превращаются в прилежных учеников: записывают под диктовку.