КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Маленький человек с жетоном полицейского
О чисто английском детективе, русском шансоне и «хомячках»
В маленьком английском городке Костоне (графство Мидсомер)
произошло событие, которое затронуло десятки миллионов людей в 24
странах: ушел на пенсию старший инспектор Том Барнаби, детектив
костонской полиции. То, что это место занял его кузен Джон, мало кого
утешило. И это при том, что никакого графства Мидсомер в Англии нет и в
помине. Как, впрочем, и городка Костона…
Бастион «английскости»
Мидсомер и Костон с окрестностями, а заодно и знаменитого
инспектора Барнаби придумала писательница Кэролайн Грэм. По мотивам ее
романов снимается уже 14-й сезон сериала «Midsomer Murders»
(«Мидсомерские убийства» или «Убийства в Мидсомере»), который нашему
зрителю известен как «Чисто английское убийство». То, что один
английский детектив идет у нас под названием другого английского
детектива, не случайно. Еще в 1970-х годах в Советском Союзе по роману
Сирила Хэйра был снят одноименный фильм, и с тех пор «чисто английское
убийство» превратилось в особый детективный жанр.
Конечно, дело здесь и в традиции тоже. Истории, рассказанные Конан
Дойлом, Честертоном, Агатой Кристи, стали таким же символом Британии,
как парламент, Биг-Бен или зеленые холмы с пасторальными овечками,
изображенные на старинной открытке или фарфоровой тарелке. Место
действия сериала об инспекторе Барнаби – та же «старая добрая
Англия». Недавно, кстати, это подтвердилось самым скандальным образом.
Бессменный продюсер сериала Брайан Тру-Мэй был отстранен от должности
за неполиткорректные высказывания в адрес этнических меньшинств,
которые не представлены ни в одной из серий. Думается, теперь в сериале
скоро появятся арабы, индусы, поляки и многие другие некоренные жители
Британии. Но в том же злополучном интервью продюсер назвал
«Мидсомерские убийства» «последним бастионом “английскости”». И этим
было сказано нечто важное.
Дело, конечно, не в криминальных сюжетах и не в присутствии или не
присутствии в кадре англосаксонских типажей. Можно в принципе не любить
детективы, но смотреть этот сериал просто эстетического наслаждения
ради. Дома, увитые плющом, цветы в палисадниках, древние замки и
церкви, идиллические сельские ландшафты радуют глаз так, что, в общем,
забывается главное: любой райский уголок может оказаться местом
преступления. Что касается любителей детективного жанра, то тут его
«английскость» тоже дает себя знать: зритель до последнего теряется в
догадках, кто же настоящий преступник. Этим английские
детективы – от Конан Дойла до Агаты Кристи – отличались
всегда: каждое расследование превращалось в интеллектуальную игру, в
настоящую шахматную партию с участием читателя.
Самый тайный и смелый из заговоров
И все-таки есть еще две причины того, почему у инспектора
Барнаби оказалось столько поклонников по всему свету. И они, пожалуй,
главные.
Первая – общая для всех талантливых книг и фильмов в этом жанре. Под
яркой оберткой масскульта потребителю подбрасывают повод к серьезным
размышлениям, причем обводят его вокруг пальца так, что он не успевает
опомниться, как начинает думать. И не только о том, кто убийца. Потому
что, страшно сказать, детектив – жанр моралистический. Это его свойство
заметил еще сто с лишним лет назад Гилберт Кийт Честертон, религиозный
философ, мыслитель и одновременно великий мастер детектива. Причем
заметил, когда у него самого за спиной были – всего ничего – два столь
же великих предшественника: Эдгар По и Артур Конан Дойл.
Честертон обратил внимание на то, что детективная литература пришла на
смену романтической авантюрной традиции. Люди девятнадцатого века
зачитывались приключенческими романами о благородных разбойниках и
мужественных корсарах. То, что в жизни благородство – последняя из
доблестей настоящего преступника, а корсары, то есть пираты, были
тривиальными бандитами и убийцами, мало кого волновало, как и всякая
литературная условность. Завораживала красота романтического бунта,
который с самого начала был восстанием героев-гигантов против
трусоватых плебеев и пигмеев. Против «хомячков», подсказал бы
современный интернет-пользователь.
Но по Честертону все наоборот. Животное состояние – не важно какое:
обезьянье, волчье, хомячье – находится по ту сторону закона. А
человеческое – по эту.
«Показывая бдительных стражей, охраняющих аванпосты общества, она
[детективная литература] постоянно напоминает нам о том, что мы живем в
вооруженном лагере, окруженном враждебным хаотическим миром, и что
преступники, эти детища хаоса, суть не что иное, как предатели в нашем
стане, – читаем мы в эссе «В защиту детективной литературы». –
Когда сыщик в приключенческом полицейском романе с безрассудной отвагой
заходит в воровской притон и противостоит в одиночку ножам и кулакам
бандитов, это наверняка побуждает нас помнить, что оригинальная и
поэтическая фигура – это блюститель социальной справедливости, а воры и
грабители – это всего-навсего старые как мир, самоуспокоенные
космические ретрограды, счастливо наслаждающиеся древней
респектабельностью обезьян и волков».
И далее: «Романтика полицейской службы оборачивается, таким образом,
романтикой всего человечества. Она основана на том факте, что
нравственность представляет собой самый тайный и смелый из заговоров.
Она напоминает нам: вся эта бесшумная и незаметная полицейская
деятельность, что регулирует нашу жизнь и защищает нас, является всего
лишь донкихотством, которому сопутствует успех».
Жеглов, Шарапов и комиссар Мегре
Разумеется, реакция отечественного читателя на эти последние
слова о нравственности и донкихотстве очень даже предсказуема.
«Ага-ага», – скажет он и сразу припомнит и майора Евсюкова, и прочих
«оборотней в погонах», и долго-долго еще будет вспоминать все личные и
общественные счеты, которые в любой момент готов предъявить нашей
недавно так называемой полиции.
Но ведь в этом-то и дело. Случайно ли наша словесность и наши кино с
телевидением не подарили миру ни одного всемирно известного
супергероя-детектива – борца с мировым злом и хаосом? Ни
Шерлока Холмса, ни комиссара Мегре или, скажем, Ниро Вульфа. Даже
задним числом придуманный Эраст Фандорин – не в счет. Все наши знаковые
детективные герои, хотя бы даже всенародно любимые Жеглов и Шарапов, не
перешагнули границ отечества – ни социалистического, ни
капиталистического. И не перешагнут, пожалуй.
Можно долго рассуждать об исторических причинах, и все будет правильно:
да, наша культура не особо приветствовала развлекательность; да,
представления о законности в нашей стране многократно менялись с
точностью до наоборот; да, органы правопорядка были карательными
органами и, собственно, во многом таковыми и остаются и так далее…
Но если мы посмотрим на ситуацию сквозь оптику Честертона, пусть и 1902
года, когда было написано его эссе, то главным окажется вопрос о том,
почему у нас полстраны, если не больше, с удовольствием слушают
«русский шансон»: и сотрудники тех же правоохранительных органов, и
законопослушные граждане, и этого самого закона нарушители. Одно время
это массовое увлечение модно было оправдывать даже национальной памятью
о репрессиях и о том, что большинство сидели ни за что. Потом, слава
Богу, эти объяснения как-то сами собой сошли на нет. Потому что все
прекрасно понимают: речь не о ГУЛАГе, а об уголовной романтике. То есть
о тех же самых как будто благородных разбойниках и как будто
мужественных корсарах. И этот романтический культ сверхчеловека
захлестывает людей, находящихся по обе стороны закона. Когда ты
супергерой с оружием в руках или без, а все остальные –
хомячки…
Ахиллесова пята инспектора Барнаби
И здесь возвращаемся к причине номер два. То есть к тем
миллионам зрителей, которые восприняли уход инспектора Барнаби на
пенсию как личную потерю.
Один из основных секретов успеха всех великих детективов – это выбор
главного героя. То есть истинного героя цивилизации, носителя и
защитника человеческой (верующий скажет – божественной) справедливости
и правды.
Той же справедливости ради заметим: профессиональных полицейских среди
этих героев намного меньше, чем любителей – частных сыщиков, а то и
просто людей, одаренных гениальной зоркостью в отношении к жизни. С
самого начала Шерлоку Холмсу проигрывает инспектор Лестрейд. Но здесь
есть другая закономерность: все эти гении сыска, обладатели
суперинтуиции и дедуктивных способностей, обязательно в чем-то уязвимы
и беззащитны с точки зрения социальных норм и статуса. У каждого из них
– своя ахиллесова пята. Честертоновский отец Браун – маленький
провинциальный священник с лицом, похожим на клецку. Мисс Марпл –
одинокая старая дева, обычная деревенская старушка – божий одуванчик.
Эркюль Пуаро вообще иностранец в консервативной Англии начала и
середины прошлого века, когда никого не осуждали за неполиткорректность
в отношении этнических меньшинств…
У инспектора Тома Барнаби – своя уязвимость. Уязвимость нормальности.
Или, точнее, абсолютной обыкновенности. Нынешним языком говоря, он –
идеальный «хомячок». Обычный человек, не сделавший большой карьеры, не
заработавший больших денег и мирно состарившийся на государственной
службе. Собственно, тринадцать лет, начиная с 1997 года, зрители
наблюдали за тем, как вместе со своим немолодым героем вступает в
пенсионный возраст замечательный актер Джон Неттлз. Его внешность –
располагающая к себе внешность человека: «одного из многих» – все эти
годы работала на характер его героя: немногословен, простоват, любит
поесть, потому не обладает идеальной фигурой, быстротой и ловкостью, да
и годы уже не те; Барнаби всю жизнь прожил с одной женщиной – своей
женой, тоже типичной домохозяйкой, Джойс; обожает дочь Калли, которая,
может быть, и не самым надежным делом занята, с точки зрения
провинциального полицейского, – играет в маленьких театральных
труппах и тоже большой карьеры не сделала… То есть абсолютная
посредственность со своей скучной жизнью. С той только разницей, что
под этой маской скрыты недюжинный аналитический ум и особенная чуткость
к деталям.
«Почему я ничего не чувствую», – размышляет Барнаби в начальной серии
первого сезона по поводу смерти отвратительной парочки шантажистов,
мамаши и сынка, державших в страхе целую деревню. «Они были не самыми
приятными людьми», – замечают ему в ответ. «Да, – откликается
Барнаби, – но они были людьми…»
Собственно, это и есть главный конфликт каждой из серий «Мидсомерских
убийств» – конфликт двух моралей: человеческой, которую без всякого
пафоса защищает и утверждает скромный полицейский инспектор, и
надчеловеческой, которую несет в себе каждый убийца. Действительно,
практически все преступники, которых разоблачает Барнаби, – люди «с
идеей», с очень жесткой системой ценностей – сословных,
профессиональных, каких-либо иных, но в любом случае каждый из них
уверен в своей правоте и возможности собственного суда над теми, кто не
прав. С их точки зрения.
Впрочем, можно традиционно спросить себя, чем в таком случае отличается
от них любой рыцарь без страха и упрека вроде инспектора Барнаби,
настолько же упертый в своем праве их ловить. Отличие окажется до
обидного банальным: полицейский и преступники – не просто по разные
стороны закона. Их разделяет и другая черта – признание ценности любой
человеческой жизни как главного завоевания цивилизации.