О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
А.Е.Соболева,
Е.Н.Емельянова
Школьные перегрузки. Как
помочь своему ребенку
СПб.: Питер, 2009
Часто школа становится настоящим испытанием для ребенка. Об
этом хорошо знают специалисты Научно-исследовательского Центра детской
нейропсихологии, консультировавшие в течение десяти лет таких
ребятишек. Книжка составлена из их наблюдений, выводов и рекомендаций.
Оказывается, множество проблем можно разрешить просто «управленческими»
действиями. На конкретных примерах авторы доказывают, что у некоторых
детей тройки легко могут быть исправлены на пятерки, если организовать
правильную смену учебы и отдыха: «Летом ребенку не нужны никакие
интеллектуальные занятия», зато нужны новые впечатления, купание,
хождение босиком. Кроме того, выбирая школу, нужно учитывать
особенности ребенка. Как – об этом тоже подробно рассказывается.
Придется принимать в расчет и то, как будущий ученик впишется в
социальную среду, и личность классного руководителя.
Еще один элемент школьной жизни, неизменно вгоняющий в стресс почти
каждого ребенка, – это экзамены и всяческие тестирования. В
соответствующей главе можно узнать, каких ошибок нужно избегать, готовя
ребенка к этим испытаниям.
Возвращаясь к идее отдыха, авторы посвящают добрую половину книжки
разговору о том, как должны быть организованы каникулы, причем с учетом
возраста и психологических особенностей ребенка. Одним массаж и
плавание, другим чтение вслух на мягком диване в маминых объятиях.
Причем для осенних, весенних, зимних и длинных летних передышек в учебе
требуется своя программа. Ведь к началу каждого сезона накапливается
разная степень усталости, на улице разная погода, у организма разные
потребности.
Тем, кто подзабыл, какие занятия больше всего увлекают детей, авторы
дают подсказку: перечисляют игры, в которые можно поиграть дома и на
улице.
О.Л.Иванова
Рисунки, которые нас
рисуют
СПб.: ТЦ Сфера, Речь, 2009
Каких только методов педагогической диагностики специалисты не
придумали. И продолжают это нелегкое занятие – ведь то, что уже есть,
или не очень хорошо диагностирует, или далековато от слова
«педагогическая». Автор предлагает «определять степень достижения
результатов», наблюдая за тем, как и что ребенок рисует. Ибо
практически все дошкольники воспринимают рисование «как само собой
разумеющийся, необходимый и не требующий объяснений процесс». Но
учебников, к удивлению автора, о том, как разговаривать с маленьким
художником по поводу его рисунков, нет. Пришлось объяснять себе, а
заодно и читателям, в чем специфика детского рисунка как послания; как
сохранить детскую непосредственность, обучая нормам изобразительного
языка; почему малыши испытывают потребность в рисовании; как измерить
результат педагогического взаимодействия и, главное, зачем.
Отвечая на эти вопросы, автор размышляет о том, как нащупать границы
разумного вмешательства взрослого в изобразительное творчество
дошкольника. Опираясь на высказывания известных исследователей, ищет,
как угадать внутренние предпочтения ребенка, поддержать его в поисках
себя, помочь в обретении самостоятельности.
Детский рисунок и разговор по его поводу с заинтересованным взрослым
может дать начало для создания масштабного игрового пространства для
ребят разных возрастов, их родителей и педагогов. Так может получиться
целый игровой город, описанный в отдельной главе. В процессе создания
своего мира ребенок раскрывается, а опытный педагог наблюдает этот
процесс и отмечает направления и этапы развития индивидуальности. В
конце книжки автор предлагает развернутые характеристики, по которым их
можно отслеживать.