Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Фурманова Валентина

Когда производственная линия становится образовательной траекторией

У традиционной экскурсии на предприятие можно открыть совершенно иной потенциал


В конце года, когда предметные программы в целом пройдены, есть время подумать, где бы впоследствии могли пригодиться таланты и умения подростков. И не просто подумать, обсудить с учениками, как они представляют себе будущие рабочие места, а в самом деле отправиться с классом на какое-нибудь серьезное производство. В селе Бехтеевка Белгородской области и в соседнем городе Короча, как и во многих других российских городах и поселках, крупных предприятий немного. И выбор возможных вариантов профессионального самоопределения у молодых людей не так велик. Тем важнее им составить максимально точное представление о том, к чему себя готовить, на что можно рассчитывать в стремлении реализовать свои интересы, вступить в настоящую взрослую жизнь.

Классная подготовка

Прежде чем отправиться на одно из работающих в районе предприятий, девятиклассники проделывают определенную предварительную работу. Сначала, конечно, решают, куда пойти. Есть, к примеру, птицефабрика, большая, известная, хорошо оборудованная, но многое на предприятии им знакомо, поскольку у каждой семьи свое подсобное хозяйство. А вот завод по производству напитков «Белогорье и Ко» вызывает живое любопытство. Квас и лимонад в магазине все покупают. Но как он попадает в бутылки – никто не видел. К тому же весной на заводе кипит работа. Летом газировка будет нарасхват. Значит, есть возможность увидеть производственный процесс во всей полноте.
Впрочем, если мнения девятиклассников разойдутся, можно организовать две экскурсии для разных групп детей – с последующим обменом информацией.
Затем, за пару недель до назначенного дня, начинается на уроках географии работа с письменными источниками, учебником, интернетом, материалами местных газет. Все это впоследствии поможет ребятам сложить из частных деталей общее представление, из доступных наблюдению фактов и явлений извлечь некие выводы.
Ребята знакомятся с историей развития предприятия: с чем связаны моменты взлета и падения, от чего зависит процветание завода, а значит, и его сотрудников. Это уже вполне реальный взгляд на рынок труда, перспективы развития, на важные ресурсы. В первую очередь местные, которые надо уметь видеть, ценить и беречь. К примеру, главным богатством региона оказался местный источник воды. Именно благодаря ему скромная пищевая артель 20-х годов превратилась в преуспевающее предприятие, выпускающее различные напитки, кондитерские изделия. Кстати, система водоочистных сооружений – тема отдельной экскурсии, особый список профессий.
Благоухающие травы на окрестных лугах помогли наладить производство популярного с древнейших времен cбитня, основой которого служат те самые травы и мед. Свежие яйца и молоко – отличная основа для вафель и печенья. Будущий профессионал может начать с подробного изучения привычного окружения.
А еще большую роль играют прочные связи с другими регионами, предприятиями, откуда поступает сырье, топливо, оборудование.
Куда же уходит готовая продукция? Профессиональный взгляд на экономическую структуру и свое место в ней. Ощущение важности взаимовыгодных контактов, которые можно взяться искать и налаживать лично.
Изучая историю развития предприятия, ребята могут оценить роль современных технологий. Изобрели ученые емкости, сохраняющие температуру жидкости – термокеги, – появилась возможность везти с завода в магазин холодный квас даже в самый жаркий день. Наука – еще одна сфера приложения юношеских сил.
Составляется общими усилиями план экскурсии, последовательность изучения производственных объектов, определяется содержание вопросов и заданий, помогающих конкретизировать общие впечатления, обратить внимание на существенные детали. А еще анализировать статистические показатели, сравнивать условия труда работников в разных структурах предприятия.
Важная подробность: перед началом экскурсии ребята приносят письменные разрешения от родителей. Семья в курсе и поддерживает интерес ребенка. Необходимость собирать заявления осложняет организационную сторону дела, но, вероятно, полезно и для защиты педагога от возможных неприятностей, и для приобщения родителей к профессиональному самоопределению детей.

В поисках своего места

Экскурсия начинается с выступления главного технолога. Он рисует общую картину производственного процесса. В цехах давать пояснения большой группе невозможно – слишком шумно. А затем ребята отправляются в путешествие. Они могут наблюдать, заполняя заранее нарисованные в тетрадях таблицы, анкеты. Можно подойти к отдельным работникам, последить за их деятельностью, расспросить подробно. Стандартные формулировки о росте заработной платы, сдельно-премиальной системе, сезонной занятости, социальной защите наполняются живыми деталями.
Девятиклассники встречаются с представителями десятков профессий (операторы, слесари и слесари-механики, варильщики и бродильщики, кладовщики, экспедиторы, водители, грузчики, технологи, лаборанты, химики, инженер снабжения, кадровики, бухгалтеры…), видят, в каких условиях люди трудятся, что их устраивает в существующей схеме, что мешает. К сожалению, не получается пока у ребят постажироваться в течение хотя бы недели по самой интересной специальности. Но и за один день можно многое понять.
А разговор о том, где можно выучиться на ту или иную специальность, сколько времени придется на это потратить, состоится позднее, в классе.

Последействие

В течение многих дней после экскурсии ребята обрабатывают полученную информацию, готовят отчеты и стенды для школьного музея, обсуждают личные перспективы. А в итоге каждый год кто-то из девятиклассников подает документы в техникум и через год встречает следующее поколение школьников на заводе – уже в качестве стажера.


Идеи для...

Профориентация начинается не только с осознания подростком сферы собственных интересов, но и с представления о мире профессий, которое вполне можно осветить в играх. Причем многие просветительские игры не требуют ни специального оборудования, ни больших временных затрат. В них можно играть по дороге на экскурсию, в автобусе, в походе у костра.

Загадочный рисунок 

Каждый участник игры получает листок бумаги, карандаш и пять минут времени. Можно разрешить подросткам самостоятельно придумать какие-нибудь профессии, а можно раздать записочки с указанием конкретных специальностей. Теперь игроки принимаются за работу. Они должны нарисовать шесть предметов, которыми пользуется выбранный (или доставшийся им) специалист. Затем начинается самое интересное: угадывание профессии по картинке. Кроме азарта, веселых предположений и радости победы возникают вполне содержательные и серьезные разговоры о том, почему в качестве символа профессии выбраны именно эти предметы. Что нарисовали бы другие участники, если бы им выпало подбирать атрибуты для загаданной специальности. Сразу видно, насколько ребята представляют себе мир профессий, как относятся к тому или иному роду деятельности.

Ассоциации

Любимая многими детьми игра в ассоциации вполне модифицируется под цели профориентации. Как положено, кто-то один выходит из комнаты (из круга), остальные загадывают какую-нибудь профессию. Потом отшельник возвращается и пробует отгадать замысел, задавая привычные вопросы: «С каким цветом ассоциируется эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «С какой мебелью связана?» Поскольку спросить ведущий может каждого, есть повод, пока его нет, обсудить в кругу коллективные ассоциации (посоветовать избегать слишком очевидных подсказок, подкорректировать чересчур субъективные или вовсе ложные намеки). Не важно, отгадал ли игрок профессию, или ему подсказали правильный ответ, он обязательно должен рассказать, какие подсказки действительно помогли ему, а какие, напротив, направили на ложный путь.


Может пригодиться

Школьники и педагоги, особенно живущие вдалеке от мегаполисов, много полезной информации могут найти в интернете.

В первую очередь стоит зайти на специальный сайт «Профориентация: кем стать» (http://www.proforientator.ru/). Здесь и каталог профессий, и бесплатное онлайн-тестирование, позволяющее определить сферу профессиональных интересов подростка, увлекательный форум. На сайте http://www.find-job.ru/test/ помимо тестов и словаря профессий размещены правила составления резюме, образцы должностных инструкций, интервью с разными специалистами, рейтинг профессий и даже указан примерный уровень доходов в разных сферах занятости. Вся эта информация пригодится школьникам, возможно, не для немедленного поиска работы – скорее, для деловых игр, тренингов, подготовки к практикумам. Сайт http://www.e-xecutive.ru/ содержит кроме всего вышеперечисленного дельные советы о том, как пройти собеседование, подробнейший справочник профессий и репортажи с рабочих мест под рубрикой «Один день из жизни…». 

На сайте http://www.acareer.ru/ размещен отличный каталог ссылок на различные профориентационные, психологические, вузовские сайты. Ценный материал для изучения как самого себя, так и мира профессий, заодно можно подготовиться к классному часу, деловой игре, тренингу. Комплексный супертест общей проф­ориентации, разработанный американскими психологами С.Хатэуэй и И.Маккинли (http://supertestprof.narod.ru/), позволяет выявить склонности подростка в одной или нескольких сферах деятельности. Он доступен в онлайн-режиме индивидуальным пользователям, а на целый класс лучше распечатать и раздать вопросы в виде анкеты. На сайте «А.Я. Психология» (http://azps.ru/), в первую очередь предназначенном для психологов (и классных руководителей, которые нередко вынуждены брать на себя задачу психологической поддержки учеников), даны подробные и точные описания тестов (более пятидесяти!): стимульный материал, бланки, инструкции по проведению и обработке результатов. Есть программы семинаров, примеры интересных профориентационных игр. Аналогичная информация – на сайте «Психологические упражнения для тренингов» (http://www.trepsy.net/) и «Сайте психологов Ильичевска» (http://psihologschool.ucoz.ru/). Сайт «Карьера» (http://profession.krsnet.ru/) поможет педагогам в составлении профориентационного портфолио, проведении родительского собрания и даже в подготовке целого курса «Твоя профессиональная карьера». На сайте «Мое образование начинается здесь!» (http://www.moeobrazovanie.ru/) педагог найдет достаточно обширный список профориентационных центров России (со ссылками на их сайты), а также полезные и актуальные статьи, многие из которых можно предложить детям для самостоятельного чтения и последующего обсуждения.