Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ


Дыхание и виноградная гроздь, или Что такое дидактическая метафора

Средство, которое позволяет учителю работать на развитие эвристических и познавательных способностей учеников

Обычно учителя обращаются к метафоре с целью облегчить понимание сложных вещей. И это вполне закономерно для школы, ориентированной преимущественно на передачу знаний. Но сейчас перед школой встают новые задачи, в том числе такие, которые предполагают активное включение образного мышления детей. А значит, пришло время пересмотреть привычный подход к метафоре как педагогическому инструменту. Сегодня своим опыте подобного переосмысления делится учитель биологии НП «Филипповская школа» Роман Соловьев.

От понимания до открытия…

Так сложилось, что применение метафоры в массовой школе имеет весьма ограниченную, узкую направленность. Можно выделить, пожалуй, две типичные ситуации подобной деятельности. В первом случае метафора используется для прояснения смысла новой учебной информации. Это происходит, к примеру, когда учитель сравнивает процесс заполнения электронами атомных орбиталей с тем, как пассажиры заполняют места в вагоне поезда. А другая распространенная практика – это «расшифровка» значений художественных метафор. Например, ученикам предлагается ответить на вопросы: «Что имеется в виду в той сказке, где?..», «О чем говорит пословица такая-то?..»
На наш взгляд, при таком обращении с метафорой ее возможности реализуются в крайне малой степени. Ведь метафора – универсальное средство мышления, она помогает не только понять что-либо, но и очень далеко продвинуться в углублении первоначального понимания и даже совершать открытия. Науке известно немало подобных примеров. Применительно же к школьной практике это означает, что работа с метафорой может быть нацелена на развитие познавательных и эвристических способностей учеников.

«Дерево» смыслов

Эвристический потенциал метафоры в значительной степени основывается на одном из ее свойств, которое почему-то проходит мимо внимания дидактов: метафора способна развертываться, порождая множество новых смыслов.
И особенно важно, что в процессе этого развертывания метафоры становится возможным постижение сущности одного феномена с помощью другого, порой, казалось бы, совсем не похожего на него. На этом свойстве основаны некоторые занимательные задачи. В одной из них ребятам предлагается сравнить электрический ток с течением воды в водопроводе. Что в них общего? Если вдуматься, то сходства находятся довольно быстро: поток воды, подобно электрическому току, обладает определенной силой, создает напряжение и преодолевает сопротивление. Можно попробовать развернуть метафору дальше, например, подумать о том, что происходит с силой потока в том месте, где труба сужается. И возможно ли обнаружить аналогичные ситуации в случае с движением электрического тока?
Отметим, что подобное использование тропа гораздо более адекватно природе метафоры, чем, скажем, ее отождествление с «зашифрованным» сообщением. В последнем случае – в процессе «расшифровки» – мы пытаемся дать метафоре исчерпывающее, буквальное толкование, чего, как утверждают исследователи, сделать нельзя. Подобные попытки неизбежно ведут к упрощению и огрублению содержания метафоры. И кроме того, мы начинаем воспринимать метафору как некую загадку и обращаться с ней так, словно материал нам сопротивляется и мы должны это сопротивление преодолеть. Тогда как на самом деле материал не сопротивляется, а ведет нашу мысль.

Стратегия «вбрасывания»

Каким образом можно максимально полно реализовать эвристический потенциал метафоры на уроках? Мы рекомендуем придерживаться стратегии, которая включает в себя два этапа. Первый этап условно можно назвать «вбрасыванием». На этой стадии создается ситуация встречи с метафорой. «Вбрасывание» может быть сделано в форме вопроса на обнаружение сходства изучаемого объекта с другим объектом. Например, вопроса, построенного по шаблону «если – то»: «Если атом – это деталь «Лего», то?..», «Если преломление света – это вбегание человека в воду, то?..», «Если плоский эпителий (слой клеток животных организмов, расположенных на поверхности тела и выстилающих все его полости) подобен обоям, то чему подобны другие виды эпителия?..» А на следующем этапе ученикам предлагается развить троп, скажем, находя различные варианты сопоставления атомов и «Лего». Проделывая эту работу, школьники обнаруживают множество параллелей: «несколько атомов могут соединяться, как детали “Лего”», «подобно деталям «Лего» атомы могут иметь разный размер и форму», «новые соединения могут образовываться либо из одинаковых, либо из разных атомов»… Как показывает опыт, ребята могут достаточно быстро развить подобную метафору до понятий простого и сложного вещества.

А если возникнет противоречие?..

Примечательно, что метафору можно развивать даже если в ней обнаруживается противоречие. Столкновение с противоречием – это повод подумать над тем, почему до этого проводимые аналогии соответствовали строению реальных вещей, а теперь не соответствуют.
Поясним эту мысль на примере сравнения ленточного червя с рулоном обыкновенной туалетной бумаги (надеемся, некоторый натурализм вопроса и последующего рассуждения не вызовет отторжения у читателей). Чем они похожи? Первый ответ, который, как правило, приходит на ум ребятам: ленточные черви такие же плоские и белые, как бумага из рулона. А в чем еще есть сходство? Известно, к примеру, что туалетная бумага легко рвется на отдельные фрагменты и у ленточных червей тоже есть отдельные части (проглоттиды), которые со временем отделяются от тела червя. Волокнистая структура, небольшая ворсинчатость и гигроскопичность туалетной бумаги позволяют легко впитывать влагу. Покровы ленточного червя снабжены ворсинками, которые позволяют ему всасывать питание. Но в отличие от бумаги ленточный червь не имеет внутреннего волокнистого строения, у него нет перфораций между члениками. Подобные несоответствия учитель также может использовать для пробуждения исследовательской мысли учеников: «Почему червь устроен именно таким образом? Почему до сих пор мы видели соответствия, а теперь не видим? Означает ли это различие, что всасывание происходит по иным законам, чем впитывание влаги бумагой?»
Но конечно, если в метафоре обнаруживается много несоответствий, ее следует отбросить как неудачную.

В чем похожи мышца и веник?

Хотелось бы обратить внимание и на то, что метафора обладает способностью «сдваивать», связывать в сознании человека два разных объекта. Это дает возможность учителю соединять новый материал с жизненным опытом детей. Понятно же, что многие учебные темы для детей – «погода в Гондурасе», то есть то, что их лично не касается. А с помощью метафоры педагог может сделать учебную ситуацию во многом очень понятной, но в то же время необычной, интригующей. К примеру, на какую вещь похожа мышца? Для тех, кто забыл школьный курс биологии, напомним, что мышца имеет веретенообразную структуру, то есть напоминает веретено, которое с обоих концов заканчивается сухожилиями. И оказывается, половинка мышцы по своему строению напоминает… веник. Так вот ручку веника можно сравнить с сухожилием, а метелку – с половиной «веретена». В процессе развития этой метафоры можно выяснить, что веник, как и мышца, имеет волокнистое строение. Если присмотреться, мы увидим, что даже у абсолютно нового, никогда не использованного по прямому назначению веника волокна переплетены. И казалось бы, у мышцы, которая находится в постоянном движении, волокна тоже должны переплетаться. Так ли это? И если переплетения волокон не происходит, то что этому препятствует? Что-то во внутреннем устройстве мышцы или во внешней среде? Оказывается, у мышцы существует система тонких пленочек, которые охватывают отдельные пучки волокон. Эту защитную систему можно «включить» в нашу метафору, причем в очень наглядной форме: воспользовавшись метелкой веника и обычными целлофановыми пакетами.

Притча о богатом биологе

В целях достижения большего эффекта в развитии у ребят образного мышления желательно включать в учебный процесс «метафорные» задачи разного типа, в том числе задачи, основанные на метафорах. В качестве примера приведем «притчу о богатом биологе». В ней рассказывается про ученого, который составил завещание, где пожелал разделить свое состояние (квартиры, автомобили) между двумя сыновьями следующим образом. «Если оба сына окажутся одинаково достойными моего богатства, то пусть деление наследства будет подобно митозу. Если один из них окажется более достойным, то пусть деление наследства уподобится мейозу (митоз и мейоз – два разных способа деления клеток)». Детям предлагается объяснить, во-первых, как надо разделить наследство в обоих случаях, а во-вторых, чему это богатство подобно в живой клетке.
В домашних заданиях по определенной теме также вполне могут содержаться «метафорные» блоки. Например, в домашнем задании по теме «дыхательная система» могут быть следующие вопросы: расскажи, что в дыхательной системе сравнивают с гроздью винограда? а с чем тогда можно сравнить в дыхательной системе извилистый хвостик этой грозди?

Школьный словарь метафор

Для обозначения метафор, которые специально разработаны в дидактических целях (в целях усвоения нового и развития эвристических способностей) мы предлагаем употреблять особый термин: «дидактическая метафора». По нашему убеждению, подобные авторские метафоры педагоги будут создавать все чаще и чаще, поскольку в современном обществе остро ощущается потребность в профессионалах с нестандартным, творческим мышлением и школа не может не реагировать на это.
В то же время хотелось бы обратить внимание и на проблемы, с которыми учителя неизбежно столкнутся на этом пути. Во-первых, возможности учителя в придумывании метафор небезграничны. Подобная потенция зависит от гибкости мышления педагога, его жизненного опыта, индивидуальных увлечений и предпочтений. Надо понимать также, что каждый человек воспринимает мир в рамках своей репрезентативной системы (основного способа получения человеком информации из внешней среды) и эта система находит выражение в языке.
Чтобы выйти за границы этих ограничений, мы рекомендуем создавать словари дидактических метафор, в которых отразилось бы коллективное творчество педагогов и детей. Например, словарь дидактических метафор школы, в котором сущность каждой отдельной вещи (понятия, явления) раскрывалась бы через множество авторских метафор.

Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ