Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН


Кириллова Светлана

Гонконгский вирус репетиторства

Мир охватывает «эпидемия» дополнительного образования, родившаяся в Азии

По городу Юго-Восточной Азии едет двухэтажный автобус, выкрашенный в красный, белый и кремовый цвета. На автобусе – два портрета: улыбающийся молодой человек в голубой ветровке, засунувший руки в карманы брюк, и его сверстник в темной тройке, с галстуком-бабочкой, скрестивший руки на груди… Автобус следует дальше, на небоскребе открывается рекламный щит, с которого сияет голливудская улыбка другой знаменитости. Про этого человека известно все, кроме его месячных доходов.
Он ездит на желтом «ламборгини» и серебристом «мерседесе», владеет несколькими домами, наведывается за покупками в Париж и носит одежду от лучших дизайнеров. Его частная жизнь обсуждается, как жизнь звезды. Газета South China Morning Post от 16 июля 2009 года высказала предположение, что он зарабатывает миллион долларов США в месяц. Местная пресса называет его королем, и он милостиво соглашается. Мы находимся в Гонконге, где встречаются цивилизации Европы и Азии. Здесь родилось явление, которое стремительно распространилось по всему свету. Люди, улыбающиеся нам с рекламных щитов, – не политики, не актеры, не спортсмены.
Они – учителя. Точнее, репетиторы. 

Самая прибыльная профессия

 «Репетиторство – одна из самых прибыльных профессий в этом азиатском городе», – вынуждено признать агентство Аssociated Рress (AP).
В Гонконге более 800 тысяч учеников средних и старших школ.
И все они хотят поступить в престижные вузы. До настоящего времени государственных тестов было два: HKCEE (the Hong Kong Certificate of Education Examination) для средней школы и HKALE (the Hong Kong Advanced Level Examination) для выпускников.
С 2012 года останется только один: HKDSEE (the Hong Kong Diploma of Secondary Education Examination).
Некоторые считают, что этот шаг правительства ограничит вложения родителей во внешкольное образование.
Однако сами репетиторы уверены, что спрос на их услуги не снизится. Официальная статистика (относящаяся, впрочем, к 2006 году) такова: 34% школьников начальной и средней школы Гонконга (около 300 тысяч человек) посещают занятия в четырех крупнейших репетиторских центрах. Два из них – «Modern Education» и «King’s Glorу», по сведениям агентства АР, имеют десятки филиалов вокруг города, где для сельских школьников читается не менее 200 лекций в неделю. Но это еще не все. Согласно исследованию, проведенному Университетом Гонконга в 2005 году, около 50% учащихся средней школы и 70% старшеклассников платят репетиторам.
К услугам учащихся – 800 мелких репетиторских учреждений с броскими названиями (Класс Альфа плюс, Best Step, Bright and Brilliant и т.п) и неунывающая армия частных репетиторов, про которую мы пока забудем, потому что эти люди налогов не платят.
За занятия в крупных репетиторских центрах Гонконга каждый школьник вносит помесячно скромную сумму: приблизительно 41 доллар США за один курс длиной в две-три недели. То есть 128 американских долларов за три курса (больше никто не выдерживает), или около 1000 гонконгских долларов в месяц.
(Многие родители в России завистливо вздохнут, когда поймут, что эта сумма не составляет и 4 тысяч рублей!)
Лекции культовых репетиторов, называемых в Гонконге королями, таких как Ричард Енг, основатель репетиторского центра Бэкон-колледж, или Кен Нг, основатель «Modern Education», читаются по особой цене: они обходятся каждому школьнику приблизительно в 12 долларов 50 центов.
На звездную лекцию в аудиторию собираются не менее 100 человек. Это те, кто слушает «вживую» и может поговорить со знаменитостью. Департамент образования Гонконга предписывает, чтобы в аудитории у репетитора занимались одновременно не более 30–35 учащихся. На это «короли» отвечают, что «Modern Education», «King’s Glorу» или Бэкон-колледж не школы.
Разумеется, не школы! Сотни старшеклассников слушают прямую трансляцию занятия по внутреннему телевидению репетиторского центра или через интернет (это обходится дешевле). Запись занятия можно купить и потом прокручивать на своем компьютере.
Резюме: если трудолюбивый репетитор (а кто в Гонконге не трудолюбив?) работает по 40 часов в неделю, его недельный заработок приближается к 50 тысячам долларов США
«Это большой бизнес, – констатирует Кен Нг. – Вот поэтому я и вожу свой второй “феррари”».
А 46-летний Ричард Енг, человек с ослепительной улыбкой, ездит, как уже говорилось выше, на желтом «ламборгини» и зарабатывает миллионы.
«До тех пор пока существует хотя бы один государственный экзамен, наше будущее обеспечено», – уверен он.
Несмотря на то что с 2012 года два государственных экзамена Гонконга превращаются в один, «король» с оптимизмом смотрит в будущее. Он считает, что нет финансового кризиса, который затронул бы индустрию репетиторства. «Многие семьи урезали свой бюджет, но они очень хотят дать своим детям высшее образование», – объясняет Ричард Енг. Любители подробностей (а где их нет?) передают, что кто-то из репетиторских «звезд» в молодости завалил экзамен на бакалавра. После этого фиаско ему пришло озарение, как надо учить студентов.

Будьте красивы!

Действительно ли Ричард Енг или Кен Нг помогают старшеклассникам успешно сдать государственный экзамен? А если да – что за секрет открыли азиатские «короли репетиторов»?
Конечно, не обошлось без подозрений, что крупнейшие репетиторские центры Гонконга вступили в сговор с составителями государственных тестов HKCEE и HKALE.
В интернете были опубликованы вопросы тестов и заданий, предлагаемых репетиторскими центрами. Сходство объясняет успех, но не доказывает коррупции.
В мае 2008 года независимая антикоррупционная комиссия Гонконга вынуждена была проверить утверждение о том, что задания тестов HKCEE ушли «на сторону» и благодаря этому преподаватель репетиторского центра «Modern Education» К.Отен пересылал абитуриентам решения задач во время экзамена. Информация, судя по осторожным публикациям в СМИ, подтвердилась не полностью, но работодатели немедленно дистанцировались от Отена. Тем более что преподаватель оказался «паршивой овцой»: ранее уже был уволен из другого репетиторского центра – «King’s Glorу» за нарушение трудового договора.
Инцидент замяли.
Школьные администрации Гонконга не одобряют принципов конкурирующих с ними cram schools (буквально – «школ натаскивания»), однако считают, что посещать их совсем не вредно.
К перегрузкам школьников в Гонконге давно привыкли и считают их необходимым злом.
 «Многие учителя школ Гонконга рассматривают репетиторов как свое дополнение», – признает Вонг Вай-Квок, представитель Гонконгского института образования.
Департамент образования Гонконга не имеет полномочий проверять деятельность таких «гигантов», как «Modern Education». «Репетиторские центры – это не система образования, это частное предпринимательство», – оправдываются чиновники.
Родители тоже не в восторге от увлечения своих детей. Тем более что именно взрослые вкладывают огромные суммы в деятельность репетиторов.
«В душе я не согласна с тем, что делают в этих школах», – говорит журналистам 46-летняя Роза Вонг. Впрочем, посмотрев пробную видеолекцию по YouTube, Роза решила рискнуть и записала свою 16-летнюю дочь Сару на курсы, где преподают целых четыре «репетиторских божества».
Конечно, прибавляет пресса, нельзя сбрасывать со счетов прекрасно проводимые пиар-кампании, которые приводят старшеклассников в репетиторские центры.
Но единственное ли это объяснение?
Репетиторы Гонконга не скрывают своих ноу-хау.
Они считают, что школьнику для успехов в учебе важно вкусить от атмосферы успеха. Подросток должен видеть перед собой не измученного школьного учителя, а красивого, довольного жизнью человека, который хорошо зарабатывает, излучает оптимизм и знает ответы на самые сложные вопросы.
Общение с репетиторской «звездой» вызывает у школьников желание стать таким, как он. Это значит – учиться до седьмого пота, чтобы успешнее сражаться за место под солнцем.
«Репетиторские центры, подобные модельным агентствам, и репетиторы, подобные актерам на сцене, – охотно объясняет свой секрет Ричард Енг. – Это же в человеческой природе, что нам приятно смотреть на что-то красивое!»
«Мне нравится, что мой педагог такой шикарный, – восхищается 17-летний Алан Вонг. – Он выглядит как поп-звезда. Это отличает его от школьных учителей, которые кажутся такими унылыми!»
Журналисты отмечают, что «король репетиторов тщательно готовится к каждой лекции: накладывает грим на лицо, подкрашивает губы. Это создает нужный образ: ведь все лекции Енга транслируются по внутреннему телевидению.
«Макияж перед лекцией совершенно необходим, – утверждает знаменитость. – Ухоженная внешность свидетельствует об уважении преподавателя к ученикам. Кроме того, она увеличивает их интерес к твоим занятиям. Например, они гадают, в какие цвета их учитель будет одет сегодня?»
Некоторые знаменитые репетиторы Гонконга собирают свои команды стилистов, парикмахеров и фотографов. У них есть персональные сайты, где школьники могут посмотреть фото своего будущего педагога, почитать их журналы онлайн, прокрутить клипы с самыми яркими моментами их лекций.
Агентство АР рассказало об Анджеле Йу и Стелле Ченг, двух репетиторах английского языка из центра «Modern Education», которые одеваются и держат себя, как кинозвезды. «У них длинные ноги – красивейшие во всей репетиторской индустрии Гонконга, – весело заявил их шеф Кен Нг. – Это то, что продается!»
Впрочем, не следует принимать это всерьез: Анджела Йу имеет степень бакалавра в области бизнеса. Выпускница университета победила на конкурсе моделей, когда ее пригласили преподавать в «Modern Education». «Карьера модели недолговечна, – заявила практичная девушка, немедленно покинув подиум ради школьной аудитории, – а я должна подумать о будущем!»

От Кореи до Франции

Все последнее десятилетие «гонконгский вирус» репетиторства распространялся по миру, проникая в такие страны, как Великобритания, где уже 27% педагогов открыто дают платные частные уроки своим ученикам, и Франция, где волна репетиторства возрастает на 10% в год. Ежегодно французские родители несут репетиторам около 2,21 миллиарда евро. За Францией следует Греция, где в 2007 году подготовка детей к экзаменам обошлась взрослому населению в 1,7 миллиарда евро, и Германия, где в 2009 году родители заплатили репетиторам около 1,5 миллиарда евро. Все чаще речь идет о легальной деятельности, с которой платятся налоги. Для подготовки к государственным экзаменам возникает параллельная школа.
Эти данные приведены в книге профессора Университета Гонконга и директора Международного института планирования образования ЮНЕСКО в Париже (IIEP) Марка Брэя, перевод которой сейчас готовится в России.
Признанным мировым лидером в сфере репетиторства остается Южная Корея, где в эту сферу услуг вкладывается около 24 млрд евро ежегодно. О том, как южнокорейское правительство попыталось объявить войну частным репетиторам, мы расскажем в следующих номерах.
В статье использованы материалы агентства Аssociated Рress, газет International Herald Tribune, New York Times, South China Morning Post, Korea Times.