ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Финансовое обеспечение стандарта начальной школы: первые трудности
Министерство сыграло на руку местным властям, готовым сэкономить на образовании
Все участники ведущегося сейчас обсуждения проектов ФГОС для
старшей школы хотят сделать стандарт лучше и больше. Поэтому следует
напомнить о судьбе стандартов начальной школы, на которые с сентября
2011 года должны перейти все школы России.
На первый взгляд все в порядке: учителя учат, дети учатся. Но
с начала 2011 г. в ряде региональных министерств образования
чувствуется серьезное напряжение.
В чем причина?
Это – Приказ Минобрнауки № 1241 от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован
в Минюсте 4 февраля 2011 г. № 19707).
Читаем Приложение к нему.
«Реализация основной образовательной программы начального
общего образования осуществляется самим образовательным учреждением.
При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности
образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных
(муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует
возможности образовательных учреждений дополнительного образования
детей, организаций культуры и спорта. В период каникул… и т.п.»
Кажется, ничего особенного. Но называется этот документ
Минобрнауки – «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373».
Главное изменение – внеурочная деятельность выводится за рамки учебного
плана, если «отсутствуют возможности для ее реализации».
Сделаем отступление.
За введение дополнительных 10 часов внеурочной деятельности новый
стандарт начальной школы дружно хвалили все.
Новшество позволяло надеяться, что перед нами – документ, который
создаст школу нового поколения.
Умалчивалось о том, что при реализации нового стандарта у субъектов РФ
возникнут дополнительные расходные обязательства. А они возникли.
Например, Краснодарскому краю пришлось изыскивать 250 миллионов рублей
только для пилотных ОУ.
Некоторые руководители регионального образования решили, что используют
ситуацию демографического спада (она высвободила суммы, которые можно
направить на реализацию стандартов в начальной школе). Иные надеялись с
помощью административных методов «уговорить» учителей начальной школы
отрабатывать лишних 10 часов.
Не прошло и года, как стало очевидно: лишних миллионов в субъектах РФ
нет.
Минобрнауки РФ приняло решение – отыграть назад. Регионам предлагался
выбор: они могут не финансировать дополнительные часы. Достаточно
передать эту деятельность на уровень муниципалитета, и до свидания. Но
в субъектах РФ нашлись руководители, которые подошли к делу серьезно.
Так, например, случилось в Саратовской области.
Стандарт начального общего образования реализуется сегодня в 123
пилотных школах области. В учебные расписания этих ОУ введена
внеурочная деятельность. Родителям предлагается на выбор до 18
направлений внеурочных занятий. В школах изучают возможности
взаимодействия с учреждениями ДО: в том числе заключение различных
договоров. Начиналось создание региональных и муниципальных электронных
площадок по обмену опытом реализации стандарта. Планировалось создание
сетевых сообществ для учителей начальных классов школ.
«Стандарт кардинально меняет подход учителя к обучению, – говорил в
своем выступлении в феврале этого года министр образования Саратовской
области Гарри Татарков. – Эффективность работы учителя должна
оцениваться по-новому».
Деньги для реализации стандарта в бюджете области нашлись.
Финансирование дополнительных часов было предусмотрено на год вперед.
Но приказ Минобрнауки перечеркнул все начинания. Уклончивые
формулировки его Приложения могли сбить с толку кого угодно… только не
финансистов! Ведь речь идет о сотнях миллионов рублей регионального
бюджета.
Уяснив из документа, что реализация дополнительных часов передается на
уровень муниципалитетов, региональные эксперты посоветовали не выделять
деньги системе образования. Министерство образования Саратовской
области начало борьбу за финансирование стандарта. Но союзников в этой
борьбе у него оказалось мало.
Заместитель министра образования Саратовской области, начальник
Управления общего образования Михаил Орлов категорически отказался
комментировать сложившуюся ситуацию. Он сослался на положение Закона о
государственной службе. «Я не могу как чиновник критиковать свое
начальство», – сказал он. В данном случае следует отметить неточность –
Министерство образования и науки РФ вовсе не начальство для
регионального министерства. Но Михаила Игоревича можно понять: письмо
из Саратовской области больше месяца лежит в Минобрнауки РФ.
Ответа пока нет.
Согласно неписаным правилам игры Минобрнауки РФ создает нормативные
документы, открывающие пути развития для российской школы, а регионы не
желают финансировать начинания в полном объеме. Это позволяет новой
команде управленцев предлагать новые проекты. И много лет все идет по
кругу.
В данном случае ситуация иная. Саратовская область (и не она одна)
хочет изменить жизнь учеников и учителей. Она может финансировать новый
стандарт. Она не просит денег. Она просит у Министерства образования и
науки Российской Федерации одного: инструкций. Как теперь финансировать
дополнительные часы на законных основаниях?
Что ответит на это Минобрнауки РФ?
В следующих номерах мы
обсудим с экспертами ситуацию с введением стандарта начальной школы