ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
ФГОС для старшей школы: сравниваем варианты
Сегодня мы продолжаем начатую в предыдущем номере «ПС» тему
двух проектов стандартов для старшей школы. Как уже стало известно,
арбитром в споре двух групп разработчиков выступит Минобрнауки; не
исключено, что в итоге будет принят компромиссный проект. Пока же мы
попробуем кратко сравнить два документа.
Первое, что бросается в глаза при сравнении двух проектов ФГОС
для старшей школы, – проект, представленный президиумом РАО, во многих
местах дословно повторяет проект рабочей группы Кондакова–Кезиной.
Текстуальные совпадения настолько явственны, что хотелось бы получить
им объяснение.
Собственно, вольный или невольный плагиат и задает ключ к сравнению.
Вполне очевидно, что разработчики проекта президиума РАО учли ошибки
предшественников: сгладили «острые углы», перемонтировали содержание,
ввели иную, чем вызвавшая споры, терминологию. И получили документ,
который вроде и вводит некоторые новации, но по духу гораздо ближе к
прежним проектам стандартов, чем проект Кондакова–Кезиной.
Первое кардинальное отличие проекта президиума РАО – им вводятся
понятия «минимальное содержание образования» и «минимально достаточный
уровень подготовки обучающихся», тогда как разработчики первого проекта
ФГОС подчеркивают, что их проект стандарта задает лишь «требования к
предметным результатам».
Второе отличие – в методологии. В проекте Кондакова–Кезиной прописано,
что его «методологической основой является системно-деятельностный
подход». Авторы проекта президиума РАО записали: «В основе стандарта –
системный, деятельностный (так в тексте. – Прим. ред.),
культурно-исторический и личностно-ориентированный подходы», то есть
всего понемногу или все сразу.
Третье отличие – первый проект ФГОС предусматривал три уровня изучения
предметов: базовый, интегрированный и профильный. Проект президиума РАО
предусматривает два уровня – базовый и профильный; зато введено понятие
«интегрированных» предметов, тех же самых «Естествознания»,
«Обществознания» и др., которые изучаются на базовом уровне. Также в
нем отсутствует вызвавший наибольшие возражения обязательный предмет
«Россия в мире». Добавим, что предметная область «Филология» (именно от
филологов получил больше всего замечаний проект Кондакова–Кезиной) в
стандарте президиума РАО интегрированного предмета не предусматривает.
Четвертое отличие – проект Кондакова–Кезиной отводит на изучение
программы за два года «не менее 2100 и не более 2590 часов», 60% –
обязательная часть, 40% – часть, формируемая участниками
образовательного процесса.
Проект президиума жестко фиксирует количество часов – 2520, пропорция
частей – 70 и 30 процентов.
Также в двух проектах имеются различия в подходе к форме итоговой
аттестации учащихся.
Проект президиума РАО устанавливает два обязательных предмета для
аттестации – русский язык и математику. И «три-четыре учебных предмета
по выбору обучающегося из числа предметов, входящих в состав
обязательной части основной образовательной программы».
Введение двух уровней обучения – базового и профильного – предполагает,
согласно этому проекту, введение и двух уровней аттестации. Оценка
достижений ученика на базовом уровне определяет, освоил ли он школьную
программу. А экзамены профильного уровня «ориентированы в основном на
ранжирование учебных достижений выпускников по результатам проведения
ЕГЭ в связи с намерением продолжить образование в образовательных
учреждениях среднего и высшего образования».
Соответственно вводятся две системы оценивания – зачет/незачет для
базового уровня и 100-балльная рейтинговая шкала ЕГЭ для профильного.
Проект Кондакова–Кезиной вводит обязательную аттестацию «по всем
изучавшимся учебным предметам, за исключением тех, что входят в
предметную область «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности» и раздел «Учебные предметы (курсы) по выбору
обучающихся».
В форме ЕГЭ в обязательном порядке предлагается сдавать три предмета:
«Русский язык и литература»; «Математика и информатика» или
«Математика: алгебра и начала анализа, геометрия»; «Иностранный язык».
По остальным учебным дисциплинам ученик сам может выбирать, сдавать ли
их по тестам ЕГЭ или «в форме государственного выпускного экзамена».
Общее число предметов, выносимых на аттестацию в форме ЕГЭ, не может
превышать 6.
Разделение обучения на уровни сложности предполагается отразить в КИМах
ЕГЭ.
Отдельная тема – представление о результатах образования,
зафиксированное в двух проектах.
В проекте Кондакова–Кезиной, оперирующем понятием «предметные
результаты», эти самые результаты чаще всего сформулированы как
«освоение», «сформированность», «владение» и «умение». Например,
история, профильный уровень: «владение приемами работы с историческими
источниками, умение самостоятельно анализировать документальную базу по
исторической тематике».
В проекте президиума РАО, в котором результаты обучения представлены
как «предметные компетентности», выбор терминов более широк. Тут и
«способность», и «готовность», и «осознание», и «становление», и
«выявление», и «истолкование», и «описание». Например, история,
профильный уровень: «осознание и объяснение функций и методов научных
исторических дисциплин, значения историзма как принципа познания
прошлого и современности».
В итоге при сравнении остается ощущение, что проект Кондакова–Кезиной в
части результатов обучения более практико-ориентирован, более
конкретен, тогда как проект президиума РАО (тексты в этом разделе
различаются абсолютно) более размыт, несконцентрирован, довольно
существенную часть формулировок с трудом можно отнести именно к
«компетентностям».
Что же получится при возможной доработке какого-то одного из проектов
или при их сращении – вопрос будущего. Но вероятно предположить, что
движение будет в направлении усреднения, а не в сильные стороны каждого
из документов.