Быть строже к себе, а не к ребенку
От нас зависит, уверенность или страх, добро или зло поведут его по жизни
Порой родители обращаются к психологу, искренне недоумевая по
поводу изменившегося поведения ребенка. Например: мальчику уже 11 лет,
а он вдруг стал бояться оставаться в комнате один, из дома его не
выманишь, форточку открывать не разрешает – с чего бы это?
В данном случае картина прояснилась быстро: папа с мамой увлечены
телепередачей «Необъяснимая Россия», они постоянные зрители канала
«Настоящий мистический», естественно, ребенок рядом.
Частная, казалось бы, и простая ситуация: родители не догадываются, что
ребенок воспринимает увиденное и услышанное иначе, чем взрослый, ему
нет дела до того, где спецэффекты, а где «документалка», все – чистая
монета. Инопланетяне прилетают, вампиры кровь выпивают...
Не стоило бы и говорить, если бы не тот факт, что сегодня страхом и
угрозами насыщена вся атмосфера воспитания детей, и речь не о том, что
взрослые пугают детей специально, нет, просто они перестают относиться
к детям как к детям: щадя психику, сообразно с возможностями возраста,
ориентируясь на особенности характера.
Это подтверждает мое небольшое исследование: родители проблемных детей
получили список из 10 утверждений, среди которых надо было отметить
неверные. Так вот утверждение «Ребенок – это маленький взрослый»
половина родителей сочли правильным. За этой установкой – множество
травматичных для психики ребенка ситуаций: мама строит отношения с
сыном как со взрослым мужчиной, папа ведет с ним «мужские разговоры»,
мама выбирает дочку в качестве сердечной поверенной, папа постоянно
подчеркивает недостатки ребенка по гендерному признаку. При ребенке
говорят обо всем: начальник тупой, соседи идиоты, подруга
предательница, бабушка полоумная – и все это по 10 раз на дню. Потому
что «такая жизнь», потому что «пусть знают и привыкают» и «чего ради я
буду притворяться».
Так себя вести – не уважать возраст ребенка. А как уважать?
Самое первое – осознать себя как взрослого. Взрослый видит себя со
стороны, контролирует речь и поступки, способен к прогнозированию и
целеполаганию. Займите позицию взрослого, а не расслабленного
подростка. Ради ребенка можно и постараться. Поначалу не возбраняется
даже хотя бы делать вид. Но «строить из себя» и «строить себя»,
конечно, разные вещи.
Второе. Отбросить этический стереотип «плохое и есть правда». На самом
деле так никто не думает и хотя бы в глубине души люди верят, надеются,
да и спасаются – хорошим. И в воспитании главное – сохранить в ребенке
веру в жизнь, позитивное отношение к миру.
…Мы не можем знать, как формируется картина мира ребенка, не можем
строить ее, но можем и должны строить себя, потому что влияем на
«строителя» очень сильно. От нас зависит: уверенность или страх,
позитив или негатив, добро или зло поведут его по жизни.