О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Детское любопытство, любознательность, поисковая активность –
именно на этой почве, считают психологи, развивается познавательная и
творческая инициативность ученика. Важно только не гасить, а всячески
поддерживать в детях ростки познавательного интереса. О том, как это
можно делать в школе, рассказывается в статье Татьяны Луговой «Как научить детей учиться?»
(«СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 2 за 2011 год).
Автор подчеркивает: успешное решение подобной задачи возможно только
при условии, что ребенок чувствует высокие ожидания педагога, желание
раскрыть его потенциал. Тогда у школьника возникает стремление
соответствовать этим ожиданиям, проявлять активность в поиске решения
учебных и жизненных задач.
Также важно, чтобы ожидания учителя были реалистичными, то есть
опирались на конкретный уровень обученности, особенности
психологического склада личности и темперамента учеников. Последнее
требование означает, что обучение должно быть по сути
индивидуализированным. Увы, это условие зачастую не соблюдается. И,
скажем, на занятиях, где преобладают фронтальные виды деятельности,
слабый ученик всегда оказывается в проигрыше: он медленнее «схватывает»
новый материал, медленнее его усваивает, и учитель в большей мере
опирается на сильных.
Но ведь возможно учиться и по-другому – в группе, где рядом товарищи, у
которых можно спросить, если что-то не понял, или обсудить решение
очередной задачи. А если учитель к тому же применяет приемы
дифференциации заданий и дифференциации оценки, то возникает ситуация,
где соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить
свои задания, как бы соревнуется сам с собой. И слабый ученик может
принести группе такое же количество баллов, что и сильный. В выигрыше
оказываются все: когда оцениваются усилия, которые затрачивают ученики
в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех гораздо
выше, чем при традиционном обучении.
Статья Татьяны Ронами «Успешная
постановка спектакля с детьми» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 3 за 2011 год)
раскрывает секреты обучения школьников сценическому искусству.
Оказывается, постижение навыков актерской грамоты должно начинаться с
воспитания внимания – умения видеть и слышать мир. Как пишет Т.Ронами,
на первом этапе приобщения к миру театра «ребенок учится по-новому
воспринимать окружающую действительность и себя самого. Прежде чем
перейти к общению с партнером, ребенок учится быть внимательным к своим
эмоциональным состояниям. Внимание развивает наблюдательность,
наблюдательность пополняет запасы эмоциональной памяти…». Следующий
важный этап – развитие воображения, способности ставить себя в
предлагаемые обстоятельства с магического «если бы»: если бы я пришел
на день рождения друга, если бы я был телефоном… Отметим, что грамотная
работа юных актеров с материалом драматического произведения также
предполагает прохождение ряда последовательных этапов, имеющих свою
специфику.
Исследования показывают, что синдром эмоционального выгорания
может очень быстро распространиться в педагогическом коллективе. Как же
предотвратить развитие профессионального выгорания или остановить его
на начальных стадиях? На этот вопрос отвечает статья педагога-психолога
Марины Пугачевой
«Профессиональное выгорание: многое зависит от руководителя» («ДИРЕКТОР
ШКОЛЫ», № 3 за 2011 год).
Уже по названию публикации понятно, что автор особо выделяет роль
руководителя организации, акцентируя, в частности, внимание на
необходимости развития эмоционального интеллекта первого лица
(способности осознавать свои эмоции и эмоции окружающих, управлять
собственными эмоциями при взаимодействии с другими людьми). Доказано:
чем выше уровень эмоционального интеллекта непосредственного
руководителя, тем ниже вероятность появления в коллективе «выгорающих»
работников. И понятно почему. Ведь к такому руководителю работник
всегда может обратиться за помощью по поводу возникшей проблемы и при
этом знать, что решение обязательно будет найдено.