О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
О.В.Хухлаева
Кризисы взрослой жизни
М.: Генезис, 2009
Это не специально педагогическая книжка, она обращена к любому
взрослому, который чувствует, что жизненная ситуация его не очень
радует. И конечно, к совсем молодым людям, чтобы они представили в
общих чертах «карту взрослой жизни». Автор рассказывает, на каком этапе
человека обычно поджидает кризис, зачем он нужен («для осмысления
пройденного пути»), какие задачи необходимо решить для себя в том или
ином возрасте. Только если человек «позволяет себе» кризис, признает
его наступление, входит в него и подчиняется логике развития, он
убеждается: «Кризис не деструктивен. Это не катастрофа, а момент
изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших
потенций».
Помимо краткого описания переломных моментов взрослой жизни, которые
проходит практически каждый, в книжке можно найти размышления автора о
том, на чем базируются наши отношения с самим собой, а следовательно, и
с окружающими и жизнью в целом. Прослеживается, как эти сложные и
взаимообусловленные отношения проявляются во время кризисов. Много
места уделено описанию динамики супружеских, детско-родительских и
дружеских отношений на протяжении всей нашей жизни.
А.Димиев
Классная Америка
Казань: Парадигма, 2008
Автор, кандидат химических наук из России, уехал в США
работать школьным учителем. Книга – результат его наблюдений, выводов и
сравнений американского и российского образования.
Надо сказать, что даже с поправкой на возможную ностальгию автора
картина американского среднего образования удручает. Уровень
преподавания крайне низкий, школьники даже в старших классах усваивают
самый простой предметный материал, не умеют считать устно, не приучены
думать, даже у «самых нормальных студентов совершенно отсутствуют
всякие навыки к обучению, к усвоению материала. Мозг
не приучен выполнять даже простейшие мыслительные операции».
Но неуспешным ученик быть не может, поэтому оценивание не имеет ничего
общего с реальными показателями результатов. Зная об этом, многие
учителя и не напрягаются: дают задания для групп и занимаются своими
делами. Главное – следовать существующим правилам: «Чтобы быть хорошим
членом общества, совсем не обязательно делать
что-то хорошее. Достаточно не делать ничего плохого,
то есть не нарушать инструкции».
Впрочем, это не означает, что педагоги предоставлены сами себе.
«Учителей периодически сгоняют на посвященные новым методикам
семинары, где лекторы с минимальным педагогическим опытом,
а то и вовсе без оного пытаются убедить
учителей со стажем, что все, что они делали
до этого, – полная ерунда и большая ошибка.
Самое смешное: никто и не думает спросить
практикующих учителей – а что они думают
о той или иной методике?»
«Учителя со стажем прекрасно видят, что уровень образования
в стране из года в год снижается. Однако это
не мешает чиновникам рапортовать об улучшении
качества образования. Что самое интересное, фальшивят
не только официальные лица, это приходится делать
и рядовым учителям. Такой изысканной фальши и такого
уровня авторитаризма я не припомню даже
в бывшем СССР». Читая об этой апокалиптической картине, можно
было бы утешаться тем, что у нас дела обстоят все же чуть лучше. Однако
аналитики утверждают, что авторы нашей модернизации взяли за образец
именно американскую школу. Да и сам автор говорит: «Сегодня Россия
дрейфует в сторону американской образовательной системы.
Причем перенимаются отнюдь не сильные стороны американской
системы». Что ж, тем более интересно узнать, что нас ждет,
только без американского позитивного настроя и организованности.