Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

О.В.Хухлаева
Кризисы взрослой жизни
М.: Генезис, 2009

Это не специально педагогическая книжка, она обращена к любому взрослому, который чувствует, что жизненная ситуация его не очень радует. И конечно, к совсем молодым людям, чтобы они представили в общих чертах «карту взрослой жизни». Автор рассказывает, на каком этапе человека обычно поджидает кризис, зачем он нужен («для осмысления пройденного пути»), какие задачи необходимо решить для себя в том или ином возрасте. Только если человек «позволяет себе» кризис, признает его наступление, входит в него и подчиняется логике развития, он убеждается: «Кризис не деструктивен. Это не катастрофа, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций».
Помимо краткого описания переломных моментов взрослой жизни, которые проходит практически каждый, в книжке можно найти размышления автора о том, на чем базируются наши отношения с самим собой, а следовательно, и с окружающими и жизнью в целом. Прослеживается, как эти сложные и взаимообусловленные отношения проявляются во время кризисов. Много места уделено описанию динамики супружеских, детско-родительских и дружеских отношений на протяжении всей нашей жизни.

А.Димиев
Классная Америка
Казань: Парадигма, 2008

Автор, кандидат химических наук из России, уехал в США работать школьным учителем. Книга – результат его наблюдений, выводов и сравнений американского и российского образования.
Надо сказать, что даже с поправкой на возможную ностальгию автора картина американского среднего образования удручает. Уровень преподавания крайне низкий, школьники даже в старших классах усваивают самый простой предметный материал, не умеют считать устно, не приучены думать, даже у «самых нормальных студентов совершенно отсутствуют всякие навыки к обучению, к усвоению материала. Мозг не приучен выполнять даже простейшие мыслительные операции».
Но неуспешным ученик быть не может, поэтому оценивание не имеет ничего общего с реальными показателями результатов. Зная об этом, многие учителя и не напрягаются: дают задания для групп и занимаются своими делами. Главное – следовать существующим правилам: «Чтобы быть хорошим членом общества, совсем не обязательно делать что-то хорошее. Достаточно не делать ничего плохого, то есть не нарушать инструкции».
Впрочем, это не означает, что педагоги предоставлены сами себе. «Учителей периодически сгоняют на посвященные новым методикам семинары, где лекторы с минимальным педагогическим опытом, а то и вовсе без оного пытаются убедить учителей со стажем, что все, что они делали до этого, – полная ерунда и большая ошибка. Самое смешное: никто и не думает спросить практикующих учителей – а что они думают о той или иной методике?»
«Учителя со стажем прекрасно видят, что уровень образования в стране из года в год снижается. Однако это не мешает чиновникам рапортовать об улучшении качества образования. Что самое интересное, фальшивят не только официальные лица, это приходится делать и рядовым учителям. Такой изысканной фальши и такого уровня авторитаризма я не припомню даже в бывшем СССР». Читая об этой апокалиптической картине, можно было бы утешаться тем, что у нас дела обстоят все же чуть лучше. Однако аналитики утверждают, что авторы нашей модернизации взяли за образец именно американскую школу. Да и сам автор говорит: «Сегодня Россия дрейфует в сторону американской образовательной системы. Причем перенимаются отнюдь не сильные стороны американской системы». Что ж, тем более интересно узнать, что нас ждет, только без американского позитивного настроя и организованности.