ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Учителя и родители: контакт в поле стереотипов
Психологи опросили учителей начальных классов школ России и
ближнего зарубежья, стремясь составить представление о том, как
складывается их взаимодействие с родителями учеников.
Большинство педагогов, выстраивая диалог с родителями, опираются на
личный опыт или советы коллег. Почти все уверяли, что используют в
работе педагогическую литературу, но не смогли назвать ни одной книги
(90% педагогов), только несколько популярных газет. Лишь 20% опрошенных
указали, что при планировании используют программы, школьный и классный
планы. 10% ориентируются на особенности детей. Единицы опираются на
советы психологов, учитывают уровень педагогической подготовки
родителей.
Как часто учителя проводят что-то для родителей или вместе с ними?
Большинство – раз в четверть. Единицы – чаще, чем раз в месяц.
О каких мероприятиях идет речь? Обычно это совместные праздники (90%
опрошенных), затем – родительские собрания (80%), индивидуальные
консультации (56%), лекции (30%), дискуссии, «круглые столы» (10%).
Лишь 10% проводят открытые уроки для родителей. И только одна
учительница ответила, что формы работы предлагают сами родители во
время первого собрания.
Помогают ли родители учителям в проведении мероприятий? Примерно
половина опрошенных видят в родителях активных помощников. Другая
половина считают главной заслугой родителей материальную и
организационную помощь. Некоторые учителя называют родителей пассивными
наблюдателями. Только 25% родителей, по мнению педагогов, следят за
успеваемостью детей, помогают им в выполнении домашних заданий. 10%
учителей видят в родителях советчиков, способных поделиться информацией
о ребенке, что-то подсказать, даже иногда поговорить с другими
родителями или учениками класса.
При этом 40% педагогов утверждают, что все ключевые вопросы воспитания
и обучения они решают в сотрудничестве с родителями.
Помогают ли учителя родителям в нелегком деле воспитания детей? В
основном советами и рекомендациями (70% опрошенных), индивидуальными и
групповыми консультациями (55%). Педагогов, готовых посоветовать
полезную книжку, прийти в гости, очень мало.
Отвечая на вопрос о трудностях, учителя в первую очередь пожаловались
на отсутствие инициативы и активности со стороны родителей, отсутствие
интереса к детям. Следующая трудность – неправильная оценка родителями
своего ребенка (в равной степени осложняют диалог как завышенные, так и
заниженные ожидания). Многие утверждают, что мамы и папы не всегда
хотят совместно решать возникающие проблемы. Лишь 12% указали, что не
встречают трудностей при работе с родителями.
Да, диалог между семьей и школой выстраивается не всегда конструктивно.
Мы не можем ни изменить родителей, ни выбрать каких-то получше. Но
далеко не всегда и сами готовы увидеть в мамах и папах равноправных
партнеров...