Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Учителя и родители: контакт в поле стереотипов

Психологи опросили учителей начальных классов школ России и ближнего зарубежья, стремясь составить представление о том, как складывается их взаимодействие с родителями учеников.

Большинство педагогов, выстраивая диалог с родителями, опираются на личный опыт или советы коллег. Почти все уверяли, что используют в работе педагогическую литературу, но не смогли назвать ни одной книги (90% педагогов), только несколько популярных газет. Лишь 20% опрошенных указали, что при планировании используют программы, школьный и классный планы. 10% ориентируются на особенности детей. Единицы опираются на советы психологов, учитывают уровень педагогической подготовки родителей.
Как часто учителя проводят что-то для родителей или вместе с ними? Большинство – раз в четверть. Единицы – чаще, чем раз в месяц.
О каких мероприятиях идет речь? Обычно это совместные праздники (90% опрошенных), затем – родительские собрания (80%), индивидуальные консультации (56%), лекции (30%), дискуссии, «круглые столы» (10%). Лишь 10% проводят открытые уроки для родителей. И только одна учительница ответила, что формы работы предлагают сами родители во время первого собрания.
Помогают ли родители учителям в проведении мероприятий? Примерно половина опрошенных видят в родителях активных помощников. Другая половина считают главной заслугой родителей материальную и организационную помощь. Некоторые учителя называют родителей пассивными наблюдателями. Только 25% родителей, по мнению педагогов, следят за успеваемостью детей, помогают им в выполнении домашних заданий. 10% учителей видят в родителях советчиков, способных поделиться информацией о ребенке, что-то подсказать, даже иногда поговорить с другими родителями или учениками класса.
При этом 40% педагогов утверждают, что все ключевые вопросы воспитания и обучения они решают в сотрудничестве с родителями.
Помогают ли учителя родителям в нелегком деле воспитания детей? В основном советами и рекомендациями (70% опрошенных), индивидуальными и групповыми консультациями (55%). Педагогов, готовых посоветовать полезную книжку, прийти в гости, очень мало.
Отвечая на вопрос о трудностях, учителя в первую очередь пожаловались на отсутствие инициативы и активности со стороны родителей, отсутствие интереса к детям. Следующая трудность – неправильная оценка родителями своего ребенка (в равной степени осложняют диалог как завышенные, так и заниженные ожидания). Многие утверждают, что мамы и папы не всегда хотят совместно решать возникающие проблемы. Лишь 12% указали, что не встречают трудностей при работе с родителями.
Да, диалог между семьей и школой выстраивается не всегда конструктивно. Мы не можем ни изменить родителей, ни выбрать каких-то получше. Но далеко не всегда и сами готовы увидеть в мамах и папах равноправных партнеров...