ШКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ
Пантомима против стресса
Мастер-класс по защите от «выгорания», придуманный на ходу
Cтая диких третьеклассников врывается в кабинет информатики по
понедельникам в полдень, и минуты три стоит непрекращающийся крик,
потом накал снижается и идет попытка разместиться и приготовиться к
уроку. Еще пять минут уходит на напоминание правил поведения в
кабинете. И далее:
– Урок пока еще не начинаем. Можете сказать почему?
– Да. Потому что вон тот и тот плохо себя ведут.
– А почему остальные не могут начать работать?
– Потому что мы один класс и должны все вместе.
– Очень хорошо. А что достаточно сделать, чтобы класс был готов к уроку?
Ответы в очередной раз порадовали: предложения от забрать дневники и
выставить двойки до закричать – и все успокоятся, включая выгнать из
класса того-то и того-то. И ни одного конструктивного. Пришлось все
раскритиковать и дать 30 секунд «на подумать и сделать». Артем
догадался. Показал всем знаками, что надо замолчать и тихо сесть. К
концу урока все было тихо, спокойно, результативно. Но в итоге чистого
времени занятия не урок, а пол-урока. И кто бы знал, насколько проще
повысить голос и начать урок.
И все это ерунда по сравнению с тем, что ученик коллеги К. перестал
воровать деньги по мелочи, а украл мобильник cегодня! Как телефон
возвращался – отдельная песня, но она уже горюет о другом мальчике,
который лупит с левой в ответ на любое «здрасьте», если ему не
понравилось. Он у нее «тоже несчастный».
Энтузиазм у молодых учителей неспроста так быстро заканчивается. Они
приходят в школу с горящими глазами, и тащат на уроки литературы гитару
– петь песни на стихи русских поэтов, и взахлеб рассказывают подружкам
о прекрасных детях, и просиживают ночи над подготовкой к урокам. А
потом класс передразнивает «спасибо вам и сердцем, и душой», подставляя
другие органы, выученные не совсем на биологии, и семиклассники срывают
урок жестокой дракой, а на подготовленную тщательно тему вообще
забывают прийти.
И уже в глазах учителя обида, тоска, безнадега. Потому что сеять
разумное и доброе не сезон оказалось.
Так что темой нашего семинара с учителями стала учеба в школе, я
предложила поиграть «В показуху». Задача играющих: показать без слов
приведенные ниже фразы, а потом обсудить увиденное.
«Ребенок не хочет учиться» (помахали указательным пальцем в стороны,
изображая некоего младенца, пишущего что-то в воздухе, или скорчили
физиономию, выражающую общемировую скорбь…) – да, он действительно
маленький, не готовый, беспомощный. И каждый взрослый, находящийся на
территории школы, видит в нем объект раздачи словесных затрещин,
запрещающих бегать, прыгать, разговаривать, смеяться и распоряжаться
своим временем…
«Ребенок ничего не делает» (изобразили бессмысленное выражение лица или
мирно спящее создание…) – да, тут явно какая-то проблема. Если же он не
учит столицы мира, не моет посуду, не клеит модели самолетиков, а сидит
«В контакте», раскачивает очередного персонажа онлайновой игры, смотрит
телевизор, параллельно разговаривая по телефону, то здесь не о безделье
речь, а о переизбытке дел. Модели, посуда и столицы мира не идут ни в
какое сравнение.
«Он не вылезает из компьютерных игр» (удается передать азарт,
изобразить вдохновленное лицо, стук по клавишам и полную
сосредоточенность) – да, да, да, яркая, динамичная и понятная
окружающим картинка. Можно запрещать, стращать и пугаться самим, но
если бы айти появились во времена моего детства, я бы сразу перешла с
чтения на прослушивание книг. И конечно же поставила бы себе на
компьютер если не «стратегию», то хотя бы шарики с тетрисом. Чтобы
ребенок не играл, ему надо предложить замену. Какую – те же столицы
мира, посуду и самолетики?
Так вот: прежде чем пытаться решать проблему, надо сначала понять, в
чем именно проблема. И ответить на вопросы. Честно.