ШКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ
Не взорваться, не закипеть, не сломаться...
Как учителю уберечь себя от нервных перегрузок
Весной, ближе к концу учебного года, внутренняя напряженность
нарастает, любая мелочь способна взорвать учителя, вызвать конфликтную
ситуацию. И тут спасибо, если рядом окажется спокойный умный человек,
хороший психолог. Он, конечно, стрессогенную ситуацию изменить не
может, но хотя бы поговорить по-человечески, напомнить знакомые сюжеты
из фильмов, пошутить. И дать несколько практических советов. Ради этого
мы пошли на мастер-класс для учителей, который провел
профессор-психолог Вадим РОДИОНОВ.
«Не переживайте, ваша ситуация не такая уж уникальная»
Желчь, лимфа, кровь – они отвечают за стресс в организме. А по
словарю стресс – психологическое напряжение в процессе
деятельности в экстремальных условиях. Есть экстремальные профессии:
спорт высоких достижений, авиация, военные, оперирующие хирурги,
учителя. Но и любая жизненная ситуация выбора, принятия решения сама по
себе острая, поэтому будем называть стрессом такое негативное
переживание, когда кажется, что ты не в состоянии справиться с
требованиями ситуации.
Тут не все однозначно. Вот опытный педагог с большим стажем –
он уверен, что все умеет, любую проблемную ситуацию погасит в зародыше.
Работает легко, непринужденно, даже успевает отслеживать происходящее
за окном. Или новичок: дети его явно не слушают, он уже все сказал, а
урок никак не кончается. Он, казалось бы, больше подвержен стрессу. Ан
нет. Именно «выработанный» учитель готов взорваться из-за мелочи, его
уверенность работает против него, в то время как новичок – в поисковом
состоянии, а это сильно защищает психику. (Демонстрируется фрагмент из
фильма Ростоцкого «Доживем до понедельника», эпизод в учительской
«Пощадите наши уши!».)
Субъекты все, конечно, разные, но постоянное обновление
требований к работе, систематические нововведения, которые внутренне
людьми не принимаются или воспринимаются как абсурдные, заряжают
обстановку негативом, а разговоры о том, что учителя работают плохо,
неправильно, что их работа никому не нужна, – главный источник
учительского стресса.
К тому же каверзные ситуации подстерегают учителя на каждом
шагу. Вот типичная: он и так обхаживает ученика, и эдак, а тот не
пишет, не сдает, не ходит да еще оскорбляет – учитель ставит ему в
четверти двойку, «сколько можно»; но тут его вызывает директор:
исправьте немедленно, вы знаете, чей это сын, и ни в коем случае не на
тройку! Учитель кипит от возмущения, но подчиняется.
Это не мелочь: психологические перегрузки колоссальные, из-за
чего атмосфера в коллективе недобрая. Вот пришла новая учительница
английского, дети ее обожают, у нее есть новый, более дешевый, чем
принятый раньше, вариант выезда детей за границу, и теперь едет
она – коллеги дружно объявляют ей бойкот.
Теперь о статусе учителя. Тут и задумано все очень зыбко: ты
можешь очень хорошо работать, а денег получать больше не будешь. Чтобы
получать много, надо не хорошо работать, а – больше. Так кто же из
педагогов доволен своим статусом?
Я дал очень маленький перечень стрессогенных ситуаций, но и он
убеждает: негативный выход ждет каждого буквально за углом. Стресс –
естественное явление жизни учителя, его не отменить, а значит, чтобы на
почве стресса не возникали заболевания, нам нужна профилактика.
Как работает стресс
Есть несколько стадий стресса. Первая – стадия
максимальной мобилизации. То есть произошло что-то внезапное, мы
реагируем мгновенно, порой совершая самые невероятные действия. Вторая
стадия – ресурс вышел, сахара в крови много, наступает стадия
перегорания – «и черт с ними со всеми». А третья – изменения в
организме. Лучшая иллюстрация – фрагмент из фильма «Двенадцать
стульев» Марка Захарова: отец Федор, отнявший у Кисы и Оси последнюю
колбасу, в страхе перед Остапом за доли секунды «взобрался на гору, на
которую никто не мог забраться до него», – но вот ресурс вышел, запели
ангелы, отец Федор сошел с ума. Да, стресс небезобиден.
Мигрени, астма, расстройство пищеварения... по данным НИИ
медицины, 60% педагогов, проработавших 10 лет, страдают неврозами.
Есть очень простой тест: ответьте на 10 вопросов словами «да»
или «нет»: часто ли чувствуете, что устали; бываете ли вспыльчивы;
после отпуска чувствуете себя еще более усталым; немеет шея или ноют
ноги; в ситуации конфликта вдруг возникает головная боль; не в порядке
пищеварение; «глаза на мокром месте», плаксивость; кожная сыпь или
астма; в самый ответственный момент начинает что-то болеть; вам часто
жалко себя. Если ответов «да» у вас получилось более четырех, вам,
безусловно, нужна помощь.
Действовать на опережение
Каждый реагирует на стресс спонтанно, как бы ни пытался
повлиять на свое поведение волевым усилием. Самая распространенная
тактика – нападение. Вторая – убегание. Третья – тактика игнорирования:
знаю, что не справлюсь – ну и пусть; если нельзя разломать
гору – что ж, не очень-то и нужно. Дело не в том, какая
тактика лучше, – хорошо, когда человек знает, чего от себя ожидать.
(Демонстрируется фрагмент фильма Меньшова «Любовь и голуби», эпизод
«Людк, а Людк!».)
В конфликтных ситуациях хорошо действует простое правило:
уступать в мелочах сколько угодно, а по принципиальным вопросам стоять
на своем. Единственный недостаток этого правила – мы не всегда
различаем, что главное, а что мелочь, а ведь решать надо быстро.
Поэтому второе правило – «подумай об этом завтра». Это знаменитые слова
Скарлетт из «Унесенных ветром». Как правило, нам нужна передышка, и
надо стараться ее получить.
Наш организм справится со всем, если ему помочь, например,
скинуть что-то лишнее – очень помогает крик или швыряние чего-то об
пол, – но это нереализуемо в большинстве случаев. Зато вот всем
доступный прием: перевод напряжения в другое русло. Посмотрим ролик из
старого фильма «Золушка» (сценарий Евгения Шварца), из этого фильма
вышло много крылатых выражений, в том числе этот диалог:
«– Что делать, если мы не знаем, что делать?
– Мы должны танцевать!»
Мне остается лишь «завершить гештальт» и пожелать вам успехов!
Записала Варвара ЧКАНИКОВА