Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН


Кириллова Светлана

Школьная реформа: китайский вариант

Проблемы образования России и Китая зачастую схожи. Но совпадают ли пути их решения?

В системе образования России и Китая много схожего. Это еще раз подтвердило социологическое исследование, над результатами которого мы сегодня размышляем. Об этом опросе, проведенном в трех провинциях КНР под эгидой ЮНЕСКО и по российским методикам, разработанным в Институте развития образования НИУ-ВШЭ, мы писали в «ПС» № 5. Сегодня образовательную стратегию Китая обсуждают авторы исследования.


Сходства и различия

На ХII международной конференции по проблемам развития экономики и общества в НИУ-ВШЭ китайские ученые – доцент Центральной академии педагогических исследований КНР Цзян Сяоянь и замдиректора Исследовательского центра общественных финансов Нанкинского университета финансов и экономики Хуан Бинь – рассказали о том, как видят свое будущее школьники из китайских сел. Слушателям осталось сравнить результаты двух исследований.
80% сельских старшеклассников из трех китайских провинций (как и 85–95% выпускников в четырех российских регионах) уже выбрали свою цель: покинуть село, жить, учиться и работать в городе.
Китайские исследователи обратили внимание на то, что поддержка СПО со стороны правительства КНР (сельским школьникам при поступлении в техникумы выделяются социальные стипендии) пока не оказывает существенного влияния на выбор выпускников. Большинство сельских жителей в Китае выбирают СПО, расположенные в городе и дающие «городские» специальности: по вычислительной технике, медицине, педагогике. Подростки объясняют это тем, что планируют найти хорошую работу. Примечательно, что никто из них (как и их сверстники из российских сел) не считает «хорошей работой» сельское хозяйство: на связанные с ним специальности в Китае готовы поступить не более 1% опрошенных.
Впрочем, несмотря на малую популярность СПО, от 32 до 50% китайских выпускников все же идут в техникумы: им не по силам сдать экзамены на старшую ступень средней полной школы.
В этом заключается различие между образовательными стратегиями российских и китайских сельских школьников. В любом крупном российском селе есть 11-летка, а в китайском уезде старших школ всего 5–7 на сотни тысяч жителей. 10–12-е классы в Китае являются платными, но только они готовят к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы. Поэтому для выпускников из КНР вопрос о высшем образовании еще не на повестке дня: сначала им надо накопить денег и поступить в старшую школу. Впрочем, свыше 70% опрошенных подростков из китайских сел сообщили исследователям, что сделали свой выбор в пользу высшего образования.
А как себя чувствует учитель сельской школы в Китае?

Зарплаты учителей на селе растут быстрее

Говорит один из авторов исследования образовательных траекторий сельских школьников, доктор педагогических наук Цзян Сяоянь.
– Сейчас педагоги в Китае начали нормально зарабатывать. Зачастую их зарплаты выше среднего уровня зарплат в своем регионе. Однако по-прежнему существует большая разница в зарплате учителей в деревнях и городах. В Китае есть базовая норма учительской зарплаты, однако дополнительные доплаты к ней зависят от развитости экономики в регионе. В экономически развитых городах – как в Пекине или Шанхае – учительская зарплата выше. Поэтому правительство старается повысить зарплаты учителей в сельской местности, сравнять их с зарплатами городских педагогов. В целом зарплаты сельских учителей растут быстрее, чем в городах.
Впрочем, если в некоторых регионах, например на экономически развитом востоке Китая, педагог зарабатывает меньше односельчан, он все равно пользуется большим авторитетом. Ведь учитель – традиционно уважаемая на селе профессия.

«Помочь малоимущим, укрепить веру в социализм»

В ноябре 2010 г. в КНР был создан Национальный консультационный комитет по образованию. Его членам предстояло выработать рекомендации по реализации в стране пилотных образовательных программ. После двух лет обсуждения на уровне правительства и общественности в июле 2010 года ЦК КПК и Госсовет КНР приняли итоговый документ (План реформ и развития образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу 2010–2020), составленный с учетом 2,1 млн предложений. План был высоко оценен ЮНЕСКО и Всемирным банком. В нем перечисляются основные недостатки системы китайского образования: устаревшие концепции, содержание и методы обучения, учебные перегрузки школьников, трудности с получением качественного образования, слабая адаптивность выпускников к обществу, нехватка творчески мыслящих и разносторонне подготовленных профессионалов.
План отводит важное место воспитанию молодого поколения. На первое место выдвигается укрепление веры в партию и социализм и упрочение революционных традиций.
Одна из стратегических целей плана – создание предпосылок равного доступа к образованию всех слоев населения и возможность получения качественного высшего образования.
Для этого предлагается оказывать помощь учащимся школ и студентам из малообеспеченных семей, гарантировать равные права на обучение в городских государственных школах детям из семей сельских мигрантов, предоставлять финансовые преференции слаборазвитым, сельским и приграничным районам (особенно районам, населенным нацменьшинствами).
Вузы получат право зачислять талантливых выпускников не только по результатам ЕГЭ, но и на основе собеседований или внутривузовского тестирования.
Среди мер, призванных обеспечить высокое качество обучения в КНР, – повышение квалификации педагогов (разработка стандартов уровня компетенции при найме учителей), их социального статуса, оплаты труда (законодательное обеспечение среднего уровня их зарплаты: не ниже, чем у государственных служащих), социальных гарантий (в частности, строительство домов и общежитий для сельских учителей).
Для финансирования новшеств планируется ввести добавочный образовательный налог в размере 3% от общей суммы налогов на добавленную стоимость.