«Эх, жалко, что вы не игратель!»
Попытка взрослого посмотреть на себя глазами детей
Поверхностное, «приглядное» отношение к ученикам все еще в
ходу: дети тихо сидят на уроках, не балуются, внимательно слушают –
значит, все нормально. Когда какой-то баламут мешает вести занятия, его
следует осадить: «Помолчи!», а то и изолировать: «Выйди из класса!» В
благословенную старину дело поправил бы увесистый подзатыльник, а что
церемониться, наглец же, «каким рожен, таким и заморожен!».
Рассуждают: а что такого, я же простой учитель, не энтузиаст, мне на
хлеб заработать надо да еще множество бумаг заполнить.
Но если таких вялотекущих занятий большинство и каждое – капля в океане
представлений о жизни молодых людей?
…Ко мне на кружок почему-то любят захаживать как раз баламуты. С
первого взгляда на гостя становится ясно, что паренек пришел не
сочинять и читать, а показать себя: произнести в присутствии других
неприличные стихи, погыгыкать, погримасничать – вот, дескать, я каков,
никого не признаю! Но я-то не Макаренко, нет у меня колонии, чтобы
подобрать для парнишки интересное занятие вроде изготовления нужных для
народного хозяйства предметов. Мы всего лишь пытаемся с ребятами
сочинять истории, стихи и обсуждать их.
Правда, после таких вот «заходов» они хотят обсуждать жизнь.
Рассказывают, что таких, кто с пятого класса мечтает стать бандитом, в
школе не очень много, но у них есть влияние, они травят тех, кто не
может дать отпор, организуют драки «класс на класс», как-то связаны с
«большими».
А я думаю: во многом из-за того, что с раннего возраста их загоняют в
плоское требование «слушайся». Иррациональные силы настоящей
педагогики, увы, не включаются – ни дома, ни в школе. И мы начинаем
тосковать по колонии Макаренко – в наши-то дни, при таком-то количестве
образованных взрослых вокруг!
Привычка пренебрегать своими стремлениями
Обычный ребенок всегда видит вокруг озабоченных, вечно чем-то
занятых взрослых. Иногда я смотрю на себя глазами детей и думаю: а
хорошо ли быть постоянно занятым? Может, порой надо освободить душу для
чего-то, что кажется бесполезным?
И что забавно: увлекшись занятиями детей, я чувствую, что они принимают
меня за своего, обижаются, если я их обхитрю, обгоню или как-то еще
использую свои умственные или физические преимущества.
Опять смотрю на себя глазами ребенка: торопящийся, порой суетливый, то
и дело жалуюсь, что ничего не успеваю. А что делать – работа,
бесконечные домашние и огородные дела. Они занимают в жизни взрослого
место тех требований, которые предъявляли ему родители, когда он сам
был маленьким: надо то, надо это. Человек вырос, а привычка
пренебрегать своими стремлениями осталась: сначала работа, а веселье и
безмятежная радость неуместны.
Хитрость поговорки «Сделал дело – гуляй смело» в том, что всех дел
никогда не переделать. И дети видят: взрослые редко бывают довольны
жизнью и постоянно ворчат.
Но есть тут и другая, менее заметная хитрость: так нам легче
отмахнуться от детей: «Некогда мне, ты что – не видишь?» Поговорить,
поиграть, посмотреть какую-то интересную вещицу или игрушку, которую
они где-то отыскали, почитать, наконец, – на все один ответ: «Подожди,
я занят». Даже в голову не приходит придумать что-то более новое.
И дети остаются в горестной задумчивости. Что-то важное эти взрослые
сделать в жизни так и не успели, вот и спешат, суетятся. И уже никогда,
наверное, не успеют.
Безмятежность до добра не доведет?
«Эх, жалко, что вы писатель, а не игратель. Тогда бы мы
играли, играли»… «Что, не пишут вам ваши писатели? (Я проверяю
электронную почту.) Забыли? Они забыли – и вам надо о них забыть»… «А
вы это кому пишете? Борису? Да ведь это же кошачье имя!»
Какие же красивые стали дети! В наше время девочки были какие-то
обыкновенные, да и среди ребят не припоминаю таких интересных лиц,
какие вижу сейчас. Наверное, на нас сказались физические и душевные
потрясения наших родителей в годы войны. А современные дети –
цветут.
Все мои мечты ученика-лодыря они осуществили. Учиться, не выходя из
дома, например, мне в старших классах очень хотелось. «Вот бы, – мечтал
я, – разложить вокруг себя учебники, чтобы мать не приставала, и…
читать, читать американскую фантастику сколько хочешь».
У них теперь есть интернет, и все под руками, можно учиться на
расстоянии. И они не бросают свои дела по первому зову родителей, не
бегут опрометью, куда им сказали. Они степенные, сами чем-то управляют,
сидя перед монитором, что-то настраивают, принимают какие-то решения.
Но родители тревожатся: «Как же они жить будут? Бездельники, с
самомнением, без закалки». И я, глядя на внука, порой думаю: надо же,
маленький Обломов, и в кого только?
Вот мы гуляем, и опять раздается его надоедливое: «Поиграем давай с
тобой». А сам он, выходит, поиграть не может? Меня терзают мысли о
несделанных делах, о больном друге, которого я должен проведать, но я
приставлен к ребенку, а он ни за что не даст мне свести общение к
минимуму, потому что на мои слова «поиграй пока один» он обязательно
развернет ловушки, которыми затащит меня в поле своих интересов. Что ж,
значит, в сторону все прочие дела.
Но все равно это редкие, счастливые для ребятишек минуты, когда мы с
ними играем или просто разговариваем. В остальное время мы от них, по
традиции, отчуждены: мы заняты, нам некогда, мы взрослые.
Наверное, дело в том, что старшее поколение все еще не в силах
поверить, что возможна жизнь без страха и превозможения сил. Все еще
нам кажется, что безмятежность до добра не доведет, что делу время,
потехе – час.
А детям хочется и можется жить в радости, они не собираются «пахать» и
напрягаться через «не могу». Опять же, может, потому они у нас такие
лодыри растут, что семя своей усталости мы регулярно сеем в их душах –
попреками ли, безразличием, раздражением или поверхностным,
«приглядным» общением.
Избавиться же от этого стереотипа очень трудно. Мне вот пока не удается.