Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Е.Л.Мерзлякова
Как правильно общаться с ребенком
СПб.: Речь, 2007

Несмотря на подзаголовок «Уроки родительского мастерства», книжка не дает готовых рецептов родителям. Больше того, автор уже в первой главе напоминает, что наши реакции на детские поступки глубоко индивидуальны и по меньшей мере неразумно предлагать другим собственные способы взаимодействия с ребенком. А в чем же тогда заключаются «уроки»? В способности более глубоко видеть ту или иную ситуацию, прогнозировать ее развитие, представлять разные варианты своего поведения в ней.
Для этого автор напоминает о возрастных особенностях детей от рождения до окончания школы. Вернее, о ключевых моментах развития ребенка, на которые нужно обращать особое внимание. И не делать грубых ошибок, например, родителям не стоит «неосознанно выбирать для развития своих детей именно те средства, какие были бы наиболее эффективными для них самих». Рассматриваются и наиболее важные для детско-родительских отношений факторы: количество детей в семье (и у каждого своя роль в семейном «сценарии»), отношения родителей с бабушками, школьные успехи и трудности.
Кстати, возможным школьным проблемам уделено достаточно много внимания. В нескольких главах рассматриваются типичные ситуации и схемы поведения, чреватые конфликтами и огорчениями. Автор знает о них не понаслышке, у нее большой опыт психологического консультирования, в том числе и детей школьного возраста.

Джон Гудлэд
Вот что называется школой
М.: Просвещение, 2008

Руководящие документы по школьному образованию – «концептуальное болото. Школы страдают от недостатка ясно и четко сформулированных полномочий и очень восприимчивы к преходящим увлечениям и модным веяниям».
«К сожалению, стандартные мерки, которые используются для определения качества школ, почти исключительно основываются на оценке академических знаний, к тому же их относительно узкого круга».
«Родители все больше обеспокоены безопасностью детей в школе и по дороге в нее, а учителя во многих школах стали задумываться о собственной безопасности».
«Образовательный аспект при вступлении в подростковый возраст теряет значение для большого числа учеников, поскольку они чувствуют себя неспособными преуспеть в том, что школа считает наиболее важным».
Любой человек, мало-мальски знакомый со школой, согласится с этими выводами: да, увы, так оно и есть. Только касаются они американской системы образования и сделаны больше двадцати лет назад. Автор, долгие годы преподававший во всех ступенях школы, руководивший факультетом образования в Университете Калифорнии, в восьмидесятые годы прошлого века пришел к выводу о том, что «вся наша система государственного образования находится в преддверии полного краха» – этой фразой начинается книга. И предпринял серьезное и очень масштабное исследование, в ходе которого были опрошены более двадцати семи тысяч учеников, учителей, родителей разных американских школ.
Пролистываешь одну главу за другой – «Чего мы ждем от школ», «За пределами академических предметов», «Что делается в классах», «Доступ к знаниям», «Учителя и условия их труда», «Чему учат в школах» – и с удивлением обнаруживаешь, что Америку мы уже догнали. По крайней мере в области проблем государственного школьного образования.
Помимо их констатации автор книги предложил принципы, основания и пути реформ. Ибо мотивом исследования послужила «убежденность в том, что большинство усилий, направленных на совершенствование школы, потерпело неудачу в силу незнания, как живут школы». К сожалению, и после выхода в свет книги политики не прислушались к рекомендациям ученого. Очень бы не хотелось и в этом повторять путь американского образования.