О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Е.Л.Мерзлякова
Как правильно общаться с
ребенком
СПб.: Речь, 2007
Несмотря на подзаголовок «Уроки родительского мастерства»,
книжка не дает готовых рецептов родителям. Больше того, автор уже в
первой главе напоминает, что наши реакции на детские поступки глубоко
индивидуальны и по меньшей мере неразумно предлагать другим собственные
способы взаимодействия с ребенком. А в чем же тогда заключаются
«уроки»? В способности более глубоко видеть ту или иную ситуацию,
прогнозировать ее развитие, представлять разные варианты своего
поведения в ней.
Для этого автор напоминает о возрастных особенностях детей от рождения
до окончания школы. Вернее, о ключевых моментах развития ребенка, на
которые нужно обращать особое внимание. И не делать грубых ошибок,
например, родителям не стоит «неосознанно выбирать для развития своих
детей именно те средства, какие были бы наиболее эффективными для них
самих». Рассматриваются и наиболее важные для детско-родительских
отношений факторы: количество детей в семье (и у каждого своя роль в
семейном «сценарии»), отношения родителей с бабушками, школьные успехи
и трудности.
Кстати, возможным школьным проблемам уделено достаточно много внимания.
В нескольких главах рассматриваются типичные ситуации и схемы
поведения, чреватые конфликтами и огорчениями. Автор знает о них не
понаслышке, у нее большой опыт психологического консультирования, в том
числе и детей школьного возраста.
Джон Гудлэд
Вот что называется школой
М.: Просвещение, 2008
Руководящие документы по школьному образованию –
«концептуальное болото. Школы страдают от недостатка ясно и четко
сформулированных полномочий и очень восприимчивы к преходящим
увлечениям и модным веяниям».
«К сожалению, стандартные мерки, которые используются для определения
качества школ, почти исключительно основываются на оценке академических
знаний, к тому же их относительно узкого круга».
«Родители все больше обеспокоены безопасностью детей в школе и по
дороге в нее, а учителя во многих школах стали задумываться о
собственной безопасности».
«Образовательный аспект при вступлении в подростковый возраст теряет
значение для большого числа учеников, поскольку они чувствуют себя
неспособными преуспеть в том, что школа считает наиболее важным».
Любой человек, мало-мальски знакомый со школой, согласится с этими
выводами: да, увы, так оно и есть. Только касаются они американской
системы образования и сделаны больше двадцати лет назад. Автор, долгие
годы преподававший во всех ступенях школы, руководивший факультетом
образования в Университете Калифорнии, в восьмидесятые годы прошлого
века пришел к выводу о том, что «вся наша система государственного
образования находится в преддверии полного краха» – этой фразой
начинается книга. И предпринял серьезное и очень масштабное
исследование, в ходе которого были опрошены более двадцати семи тысяч
учеников, учителей, родителей разных американских школ.
Пролистываешь одну главу за другой – «Чего мы ждем от школ», «За
пределами академических предметов», «Что делается в классах», «Доступ к
знаниям», «Учителя и условия их труда», «Чему учат в школах» – и с
удивлением обнаруживаешь, что Америку мы уже догнали. По крайней мере в
области проблем государственного школьного образования.
Помимо их констатации автор книги предложил принципы, основания и пути
реформ. Ибо мотивом исследования послужила «убежденность в том, что
большинство усилий, направленных на совершенствование школы, потерпело
неудачу в силу незнания, как живут школы». К сожалению, и после выхода
в свет книги политики не прислушались к рекомендациям ученого. Очень бы
не хотелось и в этом повторять путь американского образования.