В НАПРАВЛЕНИИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ
Жизнь и необыкновенные приключения школьного географического кружка
Превратившегося в научное общество «Робинзоны Вселенной» и изменившего уклад целой школы
Под напором новых веяний школа медленно поворачивается в
сторону современных требований к образованию. Знания перестают быть
единственной заветной целью, становясь поводом и «побочным продуктом»
учебной деятельности. И дополнительным ветром в паруса такого движения
становятся занятия, на которых ребенок пользуется свободой в выборе
материала и форм собственного продвижения.
Исполнитель главной роли – география
Наш географический кружок объединял в первые годы всего
полтора-два десятка учеников, и это вполне объяснимо: ведь у гимназии
физико-математический профиль. Но однажды нам пришла в голову
счастливая мысль стать организаторами школьного кинофестиваля. И это
событие позволило всего за два года из обыкновенного школьного кружка
создать постоянно действующее школьное географическое общество. То есть
круг участников значительно расширился – до сорока с лишним членов,
среди которых ученики с третьего по одиннадцатый класс, учителя разных
предметов, родители, представители одного из туристических агентств,
выпускники гимназии, которым жаль было расставаться с кружком. А
тематика занятий стала более разнообразной и глубокой.
Тогда, шесть лет назад, мы решили, что ученикам и преподавателям
гимназии будет приятно поделиться впечатлениями о поездках и походах.
Придумали название «Палитра планеты», программу, определили номинации:
«Видеофильм», «Остановись, мгновенье!» и «Презентация», объявили
критерии. Представленное произведение должно было быть интересным,
географически грамотным, эстетически привлекательным и оригинальным.
Идея оказалась настолько удачной, что от участников отбоя не было, а
жюри с большим трудом выбрало лучшие работы. Победившие фильмы,
фотографии и презентации демонстрировались всем желающим, потом
выступали приглашенные гости.
Два с половиной часа пролетели незаметно, под конец то и дело
слышалось: «Как интересно!», «Как здорово!», «Как мало!». Собравшиеся
дети и взрослые были единодушны в одном – такие встречи должны стать
традиционными.
Этот день вошел в историю гимназии как день рождения географического
общества «Робинзоны во Вселенной». Позже появилась идея превратить
разрозненные творческие работы в единый исследовательский проект
«Палитра планеты». Количество исследований росло, и со временем можно
было уже работать с несколькими материалами, делая на их основе более
широкие выводы и обобщения.
Публикация произведена при поддержке онлайн курса подготовки к ЕГЭ "Экзамер". На сайте Вы найдёте всё для самостоятельной подготовки к ЕГЭ - уникальный план подготовки для каждого пользователя, отслеживание своего прогресса в каждой теме, теория и задачи, все задания соответствуют последним изменениям и дополнениям. Есть также возможность отправлять задания письменной части на проверку экспертам для получения баллов и разбора работ по критериям оценивания. Задания в виде квестов с накоплением опыта, прохождением уровней, получением бонусов и наград. Все варианты ЕГЭ по ссылке: https://examer.ru/.
От фотографии к научному исследованию
За годы существования фестиваля у «Робинзонов» сложился свой
особенный календарь: в сентябре – радостная встреча после летних
каникул, обмен впечатлениями, мечты и планы на грядущий учебный год.
Октябрь и ноябрь напоминают о необходимости подготовки к новой «Палитре
планеты». Идет работа над проектами. Как, уже декабрь? Папка на рабочем
столе компьютера кабинета географии переполнена творческими работами.
Январь – очередная конкурсная программа фестиваля. Февраль. В родные
стены гимназии на несколько часов возвращаются выпускники и по традиции
по-прежнему рассказывают о своих путешествиях, приносят фильмы и
фотографии. В апреле те, кто занимался исследованием полюбившейся
местности, становятся участниками школьной конференции. А в мае уже
наступает время планировать летние походы и экспедиции.
Фестиваль, так хорошо прижившийся в гимназии и давший новые ростки,
остается самым ярким эмоциональным событием года. Жюри, состоящее из
учащихся 10–11 классов под моим руководством, рассматривает около
сорока, а то и пятидесяти работ. Экспертам так трудно выбирать, что
зачастую в каждой номинации первого места, например, удостаиваются
сразу две работы. Есть и призы зрительских симпатий.
Фестиваль завершается традиционным чествованием победителей, а вот
научная и исследовательская работа ребят с этого момента только
начинается. «Палитра планеты» каждый год становится отправной точкой
для нового витка работы географического общества. Авторы, которые
готовы не только любоваться красотой того или иного места на Земле, но
и хотят узнать о нем, планируют свой исследовательский проект, работа
над которым будет продолжаться следующие полтора-два месяца. И
завершится выступлением на чтениях. Такой годовой цикл опробован на
опыте и оказался вполне рабочим.
Все исследования условно делятся на три уровня. Некоторым интересна
локальная работа, цель их проектов – изучение родного города.
Региональный уровень подразумевает интерес к Подмосковью или любому
другому региону. Можно выбрать глобальный уровень и обратиться к
планетарным проблемам и «почти кругосветным путешествиям», если
посчастливилось стать участником далекой поездки.
Авторы свободны в выборе темы и степени сложности, объема работы. При
этом каждый из них знает, что сможет по мере необходимости обращаться
за консультацией ко мне и другим учителям гимназии, к более старшим по
возрасту ребятам, к выпускникам, которые продолжают оставаться
«Робинзонами».
Чаще всего звучат просьбы о помощи в планировании, ребята просят совета
относительно того, как организовать собственную работу. И консультанты
охотно делятся опытом, дают рекомендации по методике исследования.
Иногда интерес к теме исчерпывается за год, порой становится поводом
для многолетнего поиска. Например, работа по теме «Анализ версий
местонахождения исторического центра города Коломны при помощи метода
пространственного анализа» продолжалась целых четыре года. Автор на
каждом этапе находил все новые аспекты для исследования.
Проекты чаще всего индивидуальные, но изредка ребята, обнаружившие, что
их темы схожи, объединяются. Так произошло при изучении экологической
ситуации в нашем городе.
Отправной точкой по-прежнему остаются собственные впечатления от
путешествий. Только в исключительных случаях автор берется изучать тот
или иной край по справочной литературе и материалам из интернета.
Например, один старшеклассник всерьез увлекся изучением Калифорнии:
упорно занимался английским языком, дотошно выискивал самые мелкие
подробности истории, особенностей климата, быта местных жителей.
Чем дорожит Робинзон
В ходе исследований и докладов ребята усваивают большой массив
информации (гораздо больше, чем получили бы на уроках), учатся ее
отыскивать, структурировать, оформлять и представлять аудитории,
получают навыки взаимодействия и публичных выступлений. Члены
географического общества берут на себя подготовку к предметным
олимпиадам, участие в конкурсе «Географическое пополнение»
первосентябрьского журнала «География», выступления на научных чтениях,
конференциях, работу на пришкольном участке, оборудование кабинета
географии и учебных пособий.
Со временем выяснилось: фестиваль помог многим избавиться от «комплекса
неполноценности»: не каждая семья может позволить себе дальнее
путешествие. Но разве это главное! Сколько раз в конкурсе побеждали
работы, выполненные летом в родном городе или просто на даче. Главное,
как ты воспринимаешь мир, чему не перестаешь удивляться и делиться этой
радостью с друзьями!
Исследовательские навыки и любовь к путешествиям мы подкрепляем и
общими выездами на русский Север. В этих малых научных экспедициях
работают секции гидрологии, минералогии, геоботаники, геохимии и курс
ОБЖ. Здесь ребята, до этих пор находившие сведения в справочной
литературе, практикуются в умении проводить реальные исследования в
интересующей их области. Ну и конечно, общая работа – научная и
бытовая, разговоры у костра в таких поездках дают ни с чем не сравнимое
чувство взаимной поддержки, теплоты, принадлежности к сообществу,
которое важно для тебя.
Получается, что самой главной ценностью мы считаем общение. В гимназии
№ 2 появилась даже такая шутка: если, проходя мимо гимназии поздним
темным зимним вечером, вы увидите свет в окнах четвертого этажа, не
пугайтесь – это не привидения, это «Робинзоны».
Если вы решили попробовать, то..
…не навязывайте
теоретический материал. Только под влиянием внутренней
потребности ребенка география (история, биология, химия…) из не очень
нужного учебного предмета превращается в свод очень полезных и
интересных знаний о том, что тебя окружает. Клубная познавательная
деятельность идет не «от головы» или необходимости выучить и сдать
материал, а от ощущений. Ребенок сначала удивляется, радуется
увиденному, задается вопросом и только потом ищет на него ответ.
…показывайте
ребенку любую возможность для естественной интеграции учебных
предметов. У него за годы обучения в школе сложилось
устойчивое представление о том, что литература, история,
география – это не соприкасающиеся миры. Путешественник же
задается множеством вопросов о том, как возникли горы, холмы и реки,
встреченные им на пути; с какими республиками или странами граничит
полюбившаяся местность; как называются виденные им растения и животные,
исконные ли они жители или переселились издалека; каково происхождение
местных географических названий; какие произведения посвящены этим
местам, что за народы жили здесь и почему сменяли друг друга. Так гора,
остров или старинное здание могут послужить местом встречи разных наук.
…пусть клуб
станет не заповедником для самых продвинутых, а местом встречи детей с
разными интересами и способностями. Им это нужно не
меньше, чем отличникам. Ведь отсутствие формальной отметки дает
уникальную возможность для роста.
…еще одно
перспективное направление клубной работы – привлечение семьи к
образовательной траектории ребенка. Современная жизнь
оставляет так мало возможностей для содержательного и дружественного
общения родителей с детьми. Зачастую папы и мамы вынуждены лишь
контролировать неуспешного ученика. А работа над проектом не может быть
неуспешной.
…как можно чаще
используйте материалы исследований как дополнительный материал к
урокам. И обязательно подчеркивайте авторство. Ощущение
сотрудничества, признание ценности работы повышает самооценку юного
исследователя, а заодно и усиливает интерес класса к материалу. Одно
дело, когда учитель рассказывает что-то на уроке, и совсем другое,
когда ты узнаешь новые сведения из работы сверстника.
…не отвергайте
ни одной детской работы, на каком бы слабом уровне она ни была сделана.
Главное, что ребенок осознал свой интерес и сделал шаг вам
навстречу. Советуя и помогая, всегда можно добиться продвижения. Ведь в
этом пространстве никакие стандарты и контрольные не заставляют тянуть
ребенка изо всех сил к определенному результату. А планку действительно
хорошей работы он и так отлично осознает, видя работы старших.
…не
ограничивайтесь признанием сугубо практической пользы от подобной
работы. Ведь она дает еще и качественно иной взгляд на
мир. Дети и взрослые, чувствовавшие себя еще недавно праздными
курортниками и дачниками, становятся наблюдательными путешественниками
и увлеченными исследователями. Это и есть личностный рост, который не
заменить никакими пятерками.