Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2011
Третья тетрадь
Детный мир

СТРАНА - КАНИКУЛЫ!


Кожурина Людмила

И завязать шнурки на ботинке при помощи пассатижей!

В занимательной науке взрослые ценят пользу, а дети – удивление и восторг

Кто ходит с детьми на культурные мероприятия, тот знает: познавательный процесс начинается от порога: «А там что… а далеко ли ехать, а на чем… а мы будем потом есть
в Макдоналдсе?»
Вот так примерно и мы отправлялись в музей занимательных наук Экспериментаниум с Дашей и Катей. Правда, сначала наш поход чуть не сорвался: был будний день, и хотя обе девочки учатся в начальной школе, после уроков они должны были участвовать в конкурсе рефератов, одна даже в выездном – им этого откровенно не хотелось: «Эти конкурсы ведь почти каждый день у нас, до пяти часов сидим». Но мы отпросились, ура! 

Патрик и черная комната

Чтобы не сбивать хорошее настроение, в дороге мы играем, я говорю: сегодня день святого Патрика, цвет Ирландии зеленый, ее герб – листик клевера, ищем вокруг все зеленое! Заряда нам хватило на всю дорогу, и наше исследование обнаружило: зеленый цвет и его оттенки мало распространены. У меня, например, этот цвет нашелся только на левой клавише сотового телефона. Так что, придя в музей, мы с детективной меткостью сразу заметили кабинку, на ключе которой висел зеленый брелок. Но лишь мы вошли в зал, Патрик был забыт.
Экспонатов очень много, но все равно просторно и светло (это помещение бывшего авиационного завода). Первая проблема – с чего начать, по какой траектории двигаться. Какая-то сила повела девочек на левую сторону – ага, думаю, по солнышку пойдут. И там – да, черная-черная комната, ее можно пройти только на ощупь. Со второго захода они начинают играть с ней – идут наоборот, навстречу, пугая друг друга чудовищами и хохоча: аттракцион провоцирует фантазию. Пока Даша с Катей испытывают комнату, я смотрю, как девочка старательно обводит профиль мамы, сидящей между лампой и матовым креплением для листа: «Старайся, старайся, дочка, а заодно подумай о том, что тебя видно за дверью ванной, когда ты моешься». Надо же, как все серьезно: сделай, дочка, полезные выводы, рисуй, милая, лучше, листок с изображением возьмем домой.
Мои девушки тоже поглазели, но не заинтересовались: «Мы дома так пробовали». И рванулись к снарядам, сконструированным по законам маятников, рычагов, магнитов – теперь их путь принял характер броуновского движения: лезем, качаемся, спускаемся, мечемся, на чем-то просто зависаем. Главное, на двоих у них четыре глаза, причем по-детски цепких: ах, смотри… скорее сюда иди… а там-то, там! Глянув на оптическую картинку, они уже заговорщицки подмигивают мне, а я-то, пока еще я вспомню про Эшера! Факт: поведение в музее у детей и взрослых разное. У них дело до табличек с научной информацией доходит в последнюю очередь. У них впереди опыт, первое желание – проверить, как экспонат реагирует на твои действия, второе – придумать другие действия. А у нас что: первое – прочитать табличку, второе – прочитать еще раз.

«Тебе это не интересно!»

Они носились из конца в конец, и мне все-таки удалось уловить, что же они выбирают: поднимать гирю рычагом при помощи разноудаленных веревок, качать насос, чтобы веревка плясала, поднимать себя и друг друга при помощи системы блоков, делать арку из магнитных опилок, парковать машину на веревочках – в общем, чтобы что-то явное происходило, очевидное и результативное. А просто смотреть – хоть на макет торнадо, хоть на анатомические экспонаты, хоть на медитативно катящиеся шарики или на себя в кривых зеркалах – это не очень, это так.
Правда, тепловизор заинтересовал: а почему это у них самое горячее место – голова, а у меня – руки. «Это у вас мозг так интенсивно развивается», – сделала я вдруг дидактическое па, потому что и правда очень трудно быть взрослым и не искать для ребенка пользы. Кругом только и слышно от мам и пап: «Ты куда пошел, ты доведи начатое до конца… пока не пройдем все, отсюда не выйдем… эта игра не для тебя, она для малышни… а это ты запомни, вот будет у вас физика, и ты скажешь!»
Боже мой, какие же дети терпеливые! Между тем один мальчик просидел с мамой в кабине американской дальнобойной машины «Фред» все время, которое мы там находились, – наверное, ему так захотелось. Двое мальчиков занимались только складыванием фигур из деталей, там огромный выбор тем и средств. А мои визави не захотели даже решать задачу про барана, капусту и волка – а ведь все фигуры вырезаны из дерева, все можно инсценировать, даже старик и лодка присутствуют.
Настал момент, когда они заговорили о том, что некоторые игры надо запомнить, чтобы провести дома на какой-нибудь праздник. Обязательно – завязывание шнурков на ботинке при помощи пассатижей. А я, честно говоря, побрезговала даже подойти к этому реальному мужскому ботинку, не то что разобраться, зачем он на стенде. Во-вторых, им приглянулась игра на угадывание предмета по описанию другого человека. Там это было реализовано замечательно: небольшая доска на ножках, с обеих сторон прикреплены разные, штук десять, но в одном и том же наборе для каждой стороны красивые ракушки. И столько же веревочек у основания доски, на концах каждой веревочки кольца одинакового цвета. Надо описать ракушку так, чтобы человек с той стороны угадал и кольцо повесил правильно, у той же ракушки, что здесь. И вот было: «Которая как дрель… похожая на ежа… цветом как наша Клякса (кошка)… для драгоценностей… самая романтичная». Девчонки хоть и сестры, а ассоциации не всегда совпадали, тогда возникала веселая путаница, главное – не лезть на чужую территорию и все проблемы решать разговором. Но игра понравилась обеим: «Да и не обязательно там могут быть ракушки… мы и призы можем так угадывать» – в общем, опять понеслась фантазия.
А конец пути наступил прямо посреди зала на втором этаже: Катя вдруг вспомнила, что уроки не выучены, на что Даша протянула: «Да-а-а, кстати», а я: «Мы тут с вами уже три часа угораем».
Дорога домой была тихой, вся игра – уступать друг другу место по очереди, и когда я сидела, а они стояли, спросила, что одно запомнилось больше?
– Плазменный шар! – мечтательно сказала Даша (она провела около него ровно одну минуту).
– Наша игра в святой зеленый Папоротник! (Катя младше Даши на два года).