СТРАНА - КАНИКУЛЫ!
И завязать шнурки на ботинке при помощи пассатижей!
В занимательной науке взрослые ценят пользу, а дети – удивление и восторг
Кто ходит с детьми на культурные мероприятия, тот знает: познавательный
процесс начинается от порога: «А там что… а далеко ли ехать, а на чем…
а мы будем потом есть
в Макдоналдсе?»
Вот так примерно и мы отправлялись в музей занимательных наук
Экспериментаниум с Дашей и Катей. Правда, сначала наш поход чуть не
сорвался: был будний день, и хотя обе девочки учатся в начальной школе,
после уроков они должны были участвовать в конкурсе рефератов, одна
даже в выездном – им этого откровенно не хотелось: «Эти конкурсы ведь
почти каждый день у нас, до пяти часов сидим». Но мы отпросились,
ура!
Патрик и черная комната
Чтобы не сбивать хорошее настроение, в дороге мы играем, я говорю:
сегодня день святого Патрика, цвет Ирландии зеленый, ее герб – листик
клевера, ищем вокруг все зеленое! Заряда нам хватило на всю дорогу, и
наше исследование обнаружило: зеленый цвет и его оттенки мало
распространены. У меня, например, этот цвет нашелся только на левой
клавише сотового телефона. Так что, придя в музей, мы с детективной
меткостью сразу заметили кабинку, на ключе которой висел зеленый
брелок. Но лишь мы вошли в зал, Патрик был забыт.
Экспонатов очень много, но все равно просторно и светло (это помещение
бывшего авиационного завода). Первая проблема – с чего начать, по какой
траектории двигаться. Какая-то сила повела девочек на левую сторону –
ага, думаю, по солнышку пойдут. И там – да, черная-черная комната, ее
можно пройти только на ощупь. Со второго захода они начинают играть с
ней – идут наоборот, навстречу, пугая друг друга чудовищами и хохоча:
аттракцион провоцирует фантазию. Пока Даша с Катей испытывают комнату,
я смотрю, как девочка старательно обводит профиль мамы, сидящей между
лампой и матовым креплением для листа: «Старайся, старайся, дочка, а
заодно подумай о том, что тебя видно за дверью ванной, когда ты
моешься». Надо же, как все серьезно: сделай, дочка, полезные выводы,
рисуй, милая, лучше, листок с изображением возьмем домой.
Мои девушки тоже поглазели, но не заинтересовались: «Мы дома так
пробовали». И рванулись к снарядам, сконструированным по законам
маятников, рычагов, магнитов – теперь их путь принял характер
броуновского движения: лезем, качаемся, спускаемся, мечемся, на чем-то
просто зависаем. Главное, на двоих у них четыре глаза, причем по-детски
цепких: ах, смотри… скорее сюда иди… а там-то, там! Глянув на
оптическую картинку, они уже заговорщицки подмигивают мне, а я-то, пока
еще я вспомню про Эшера! Факт: поведение в музее у детей и взрослых
разное. У них дело до табличек с научной информацией доходит в
последнюю очередь. У них впереди опыт, первое желание –
проверить, как экспонат реагирует на твои действия, второе – придумать
другие действия. А у нас что: первое – прочитать табличку, второе –
прочитать еще раз.
«Тебе это не интересно!»
Они носились из конца в конец, и мне все-таки удалось уловить, что же
они выбирают: поднимать гирю рычагом при помощи разноудаленных веревок,
качать насос, чтобы веревка плясала, поднимать себя и друг друга при
помощи системы блоков, делать арку из магнитных опилок, парковать
машину на веревочках – в общем, чтобы что-то явное происходило,
очевидное и результативное. А просто смотреть – хоть на макет торнадо,
хоть на анатомические экспонаты, хоть на медитативно катящиеся шарики
или на себя в кривых зеркалах – это не очень, это так.
Правда, тепловизор заинтересовал: а почему это у них самое горячее
место – голова, а у меня – руки. «Это у вас мозг так интенсивно
развивается», – сделала я вдруг дидактическое па, потому что и правда
очень трудно быть взрослым и не искать для ребенка пользы. Кругом
только и слышно от мам и пап: «Ты куда пошел, ты доведи начатое до
конца… пока не пройдем все, отсюда не выйдем… эта игра не для тебя, она
для малышни… а это ты запомни, вот будет у вас физика, и ты скажешь!»
Боже мой, какие же дети терпеливые! Между тем один мальчик просидел с
мамой в кабине американской дальнобойной машины «Фред» все время,
которое мы там находились, – наверное, ему так захотелось. Двое
мальчиков занимались только складыванием фигур из деталей, там огромный
выбор тем и средств. А мои визави не захотели даже решать задачу про
барана, капусту и волка – а ведь все фигуры вырезаны из дерева, все
можно инсценировать, даже старик и лодка присутствуют.
Настал момент, когда они заговорили о том, что некоторые игры надо
запомнить, чтобы провести дома на какой-нибудь праздник. Обязательно –
завязывание шнурков на ботинке при помощи пассатижей. А я, честно
говоря, побрезговала даже подойти к этому реальному мужскому ботинку,
не то что разобраться, зачем он на стенде. Во-вторых, им приглянулась
игра на угадывание предмета по описанию другого человека. Там это было
реализовано замечательно: небольшая доска на ножках, с обеих сторон
прикреплены разные, штук десять, но в одном и том же наборе для каждой
стороны красивые ракушки. И столько же веревочек у основания доски, на
концах каждой веревочки кольца одинакового цвета. Надо описать ракушку
так, чтобы человек с той стороны угадал и кольцо повесил правильно, у
той же ракушки, что здесь. И вот было: «Которая как дрель… похожая на
ежа… цветом как наша Клякса (кошка)… для драгоценностей… самая
романтичная». Девчонки хоть и сестры, а ассоциации не всегда совпадали,
тогда возникала веселая путаница, главное – не лезть на чужую
территорию и все проблемы решать разговором. Но игра понравилась обеим:
«Да и не обязательно там могут быть ракушки… мы и призы можем так
угадывать» – в общем, опять понеслась фантазия.
А конец пути наступил прямо посреди зала на втором этаже: Катя вдруг
вспомнила, что уроки не выучены, на что Даша протянула: «Да-а-а,
кстати», а я: «Мы тут с вами уже три часа угораем».
Дорога домой была тихой, вся игра – уступать друг другу место по
очереди, и когда я сидела, а они стояли, спросила, что одно запомнилось
больше?
– Плазменный шар! – мечтательно сказала Даша (она провела около него
ровно одну минуту).
– Наша игра в святой зеленый Папоротник! (Катя младше Даши на два года).