О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
В школах Брестской области проведено исследование, которое
позволило выявить существующие у педагогов имплицитные теории личности
обычных и одаренных учеников. Поясним, что термин «имплицитная теория
личности» (ИТЛ) обозначает основанное на обыденных, субъективных
представлениях восприятие другого человека либо типичного представителя
определенной социальной группы.
В ходе исследования выяснилось, что восприятие обычного и одаренного
школьника у большинства учителей имеет сходное содержание. Как пишет
Н.Былинская в статье «Обычный
и одаренный ученики: имплицитные теории личности в педагогическом
сознании» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 2 за 2011 год),
педагоги видят и в обычных, и в одаренных школьниках прежде всего
способность к самоуправлению и управлению, проблемы поведения и
творческий потенциал. С точки зрения авторов, подобное сходство
свидетельствует о том, что учителя не выделяют феномен одаренности как
нечто особенное, не присущее типичным современным школьникам. А значит,
многим учителям могут быть близки концепции современной психологии, с
позиции которых одаренность – это интегральное, развивающееся
личностное свойство. Заметим, что эта позиция созвучна гуманистическому
принципу отношения к каждому ребенку как к одаренному.
С точки зрения профессора Александра Мурашова, становление
творческого мировосприятия начинается с пробуждения интереса к слову.
Но как воспитать интерес? На этот вопрос А.Мурашов отвечает в статье «Отношение к слову: когда на
уроках всем интересно» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за 2011 год).
Суть представленного в публикации подхода можно сформулировать так:
создавать ситуации, в которых дети встречались бы с новыми,
неизвестными им ранее возможностями слова, и эта встреча приводила бы к
переживанию открытия. Автор предлагает использовать особые принципы и
формы работы: брейн-ринг, работу с логическими моделями афоризмов,
уроки, организованные посредством общего сюжета.
По наблюдениям автора, пристальный взгляд на слово вырабатывается, если
предлагать вписанные в контекст «лексемы, различающиеся лишь еле
уловимыми семантическими «светотенями». Ребята не проявляют особой
заинтересованности в сопоставлении слов «схожий» – «другой», но
«другой» – «иной» вызывает интерес именно неуловимостью смыслового
различия (особенно когда эти слова включены в контексты каких-либо
высказываний).
В статье описывается множество конкретных упражнений. Например, в одном
из упражнений детям предлагается угадать продолжение взятых из текстов
различных авторов фраз с выделенным словом. Скажем, фраз «Больной
нуждается в уходе врача, и чем дальше... тем лучше», «Иногда мы
подводим итоги, иногда…» Привыкшие к определенному – переносному
значению выделенных слов, значению, которое еще и усилено традиционным
контекстом, школьники поначалу теряются. Но когда педагог
«подсказывает», что «слово употреблено как раз не в том значении,
которое приходит в голову сразу», начинается интенсивная работа. И чем
более нелепым оказывается контекст у самого автора (в процитированных
фразах продолжение звучит так: «…врач уйдет…»; «…они нас»), тем
ощутимее возможности слова.
Почему одним классным руководителям удается наладить плодотворное
сотрудничество с семьями, а другим нет? Секреты успешного
взаимодействия с родителями раскрывает педагог-психолог И.Казеичева в
статье «Мифы и реалии
родительского собрания» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 2 за 2011 год).Одну
из главных предпосылок успеха автор видит в разнообразии используемых
форм и форматов взаимодействия с родителями. При этом в статье
подчеркивается особая эффективность активных методов: «Педагог и с
родителями должен быть не транслятором готовых рецептов, а
организатором, инициатором самостоятельной работы родителей». Можно,
например, организовать ролевую игру, которая поможет прояснить, чего
ждут родители от учителей, а учителя – от родителей. В
публикации также описываются мифы, которые усиливают тревогу,
неуверенность классных руководителей и мешают наладить сотрудничество с
родителями. Вот эти ложные установки: «родители знают достаточно много,
и вряд ли я смогу сказать им что-то новое»; «учитель опытный, знающий,
общительный сразу заинтересует родителей темой собрания», «если я не
смогу ответить на все вопросы родителей, они решат, что я
некомпетентна».