Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

В.И.Слуцкий
Мои дорогие дети
СПб.: Речь, 2009

Автор много лет проработал директором школы. Но в этой книжке рассказывает не об административном, а о педагогическом опыте. Каждая главка – рассказ о ребенке. Они там очень разные по возрасту и характеру, ученики из класса, где автор был классным руководителем, ребята из его фотографического кружка и отряда в летнем лагере, те, с кем он занимался репетиторством или просто случайно повстречал в метельный зимний день.
Но у каждого своя внешность, характер. И чаще всего своя история, заставившая автора разозлиться или растрогаться, прийти в замешательство или смутиться. Но непременно совершить маленькое открытие. Поэтому по книжке рассыпаны фразы: «Благодаря этим девочкам я понял, что дети не такие, как взрослые», «Тогда я узнал, что это значит, когда человеку хочется провалиться сквозь землю», «И еще я понял, что нельзя вернуться назад, в свое прошлое, чтобы снова пожить в нем». Хорошо бы нам почаще извлекать уроки из вечных и неизбежных школьных столкновений, проблем и конфликтов. Это, пожалуй, главное, о чем напоминает книжка. Хотя вряд ли найдется читатель, который не поспорит с автором по поводу хотя бы одной из описанных историй. Или из-за галереи портретов: коллег-учителей, завучей, родителей, которые все на подбор крайне несимпатичные или просто отвратительные. Наверное, им не повезло встретить в своем детстве такого замечательного учителя, как автор книжки.

Т.А.Патрушина, Л.К.Филякина
Первоклассник на пороге школы
СПб.: Речь, 2009

Книжка составлена как серия бесед, в которых опытные и известные педагоги обращаются к родителям и коллегам-учителям начальной школы. То есть к тем, кто провожает своего шестилетку первого сентября до школьного крыльца, и тем, кто его там встречает. Для того, чтобы этот переход ребенка в состояние школьника произошел как можно более щадяще, не травмировал, а давал новый импульс к развитию, взрослые должны специально настроиться на эту ситуацию.
Родителям придется потратить усилия на некоторые изменения в жизни семьи, обеспечивая соответствующий режим жизни маленького ученика, создавая положительный настрой, постепенно приучая его к напряженной школьной работе. Чтобы учеба не превратилась в каторгу для всей семьи, уже в первые недели нужно мягко, но настойчиво помогать первокласснику воспитывать в себе собранность, ответственность, самоконтроль.
Когда трудности все же возникают, оказывать помощь своему ребенку тоже нужно со знанием дела. Например, пожалев ребенка, мама сама мастерит заданную на дом по труду поделку. И «из страха перед возможной ошибкой, из-за боязни трудностей… оказывает девочке дурную услугу», – доказывает автор, прогнозируя, как может развиваться ситуация в дальнейшем.
Учителям тоже стоит почаще взглядывать на свою работу со стороны и избавляться от стереотипов, особенно имея дело с первоклассниками. Например, не рассаживать уже знакомых между собой детей, не заставлять их сохранять классическую ученическую позу. «Это создает почти невозможные условия для существования ребенка». И вообще хорошо бы приблизить происходящее в классе к нормальному человеческому общению, начиная с момента знакомства. Да и в дальнейшем начинать взаимодействие «с воображения, памяти, фантазии, с концентрации внимания, с тренировки сдержанности, волевых усилий». Советы относительно того, как это сделать на практике, тоже содержатся в книжке. И еще одну важную для себя тему найдет читатель в последней беседе: как изгнать рутину из своей работы, не потерять способности удивляться и учиться вместе с детьми.