О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
В.И.Слуцкий
Мои дорогие дети
СПб.: Речь, 2009
Автор много лет проработал директором школы. Но в этой книжке
рассказывает не об административном, а о педагогическом опыте. Каждая
главка – рассказ о ребенке. Они там очень разные по возрасту и
характеру, ученики из класса, где автор был классным руководителем,
ребята из его фотографического кружка и отряда в летнем лагере, те, с
кем он занимался репетиторством или просто случайно повстречал в
метельный зимний день.
Но у каждого своя внешность, характер. И чаще всего своя история,
заставившая автора разозлиться или растрогаться, прийти в
замешательство или смутиться. Но непременно совершить маленькое
открытие. Поэтому по книжке рассыпаны фразы: «Благодаря этим девочкам я
понял, что дети не такие, как взрослые», «Тогда я узнал, что это
значит, когда человеку хочется провалиться сквозь землю», «И еще я
понял, что нельзя вернуться назад, в свое прошлое, чтобы снова пожить в
нем». Хорошо бы нам почаще извлекать уроки из вечных и неизбежных
школьных столкновений, проблем и конфликтов. Это, пожалуй, главное, о
чем напоминает книжка. Хотя вряд ли найдется читатель, который не
поспорит с автором по поводу хотя бы одной из описанных историй. Или
из-за галереи портретов: коллег-учителей, завучей, родителей, которые
все на подбор крайне несимпатичные или просто отвратительные. Наверное,
им не повезло встретить в своем детстве такого замечательного учителя,
как автор книжки.
Т.А.Патрушина,
Л.К.Филякина
Первоклассник на пороге
школы
СПб.: Речь, 2009
Книжка составлена как серия бесед, в которых опытные и
известные педагоги обращаются к родителям и коллегам-учителям начальной
школы. То есть к тем, кто провожает своего шестилетку первого сентября
до школьного крыльца, и тем, кто его там встречает. Для того, чтобы
этот переход ребенка в состояние школьника произошел как можно более
щадяще, не травмировал, а давал новый импульс к развитию, взрослые
должны специально настроиться на эту ситуацию.
Родителям придется потратить усилия на некоторые изменения в жизни
семьи, обеспечивая соответствующий режим жизни маленького ученика,
создавая положительный настрой, постепенно приучая его к напряженной
школьной работе. Чтобы учеба не превратилась в каторгу для всей семьи,
уже в первые недели нужно мягко, но настойчиво помогать первокласснику
воспитывать в себе собранность, ответственность, самоконтроль.
Когда трудности все же возникают, оказывать помощь своему ребенку тоже
нужно со знанием дела. Например, пожалев ребенка, мама сама мастерит
заданную на дом по труду поделку. И «из страха перед возможной ошибкой,
из-за боязни трудностей… оказывает девочке дурную услугу», –
доказывает автор, прогнозируя, как может развиваться ситуация в
дальнейшем.
Учителям тоже стоит почаще взглядывать на свою работу со стороны и
избавляться от стереотипов, особенно имея дело с первоклассниками.
Например, не рассаживать уже знакомых между собой детей, не заставлять
их сохранять классическую ученическую позу. «Это создает почти
невозможные условия для существования ребенка». И вообще хорошо бы
приблизить происходящее в классе к нормальному человеческому общению,
начиная с момента знакомства. Да и в дальнейшем начинать взаимодействие
«с воображения, памяти, фантазии, с концентрации внимания, с тренировки
сдержанности, волевых усилий». Советы относительно того, как это
сделать на практике, тоже содержатся в книжке. И еще одну важную для
себя тему найдет читатель в последней беседе: как изгнать рутину из
своей работы, не потерять способности удивляться и учиться вместе с
детьми.