Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПО ШКОЛЬНОМУ КАЛЕНДАРЮ


Черных Марина

Первый «А», первый «Б», первый «В»...

Запись в школу, распределение по классам, первое родительское собрание задают тон многолетним взаимоотношениям семьи, ребенка и школы. И мелочей здесь не бывает

Третья четверть, казалось, никогда не кончится. Но, как и каждую весну, случилось чудо: мартовское солнышко растопило усталость и инерцию, школьный народ от мала до велика встрепенулся и устремился к концу учебного года. Но есть люди, которые в эти дни подходят к школе с особенным трепетом. Эти люди за свои шесть примерно лет пережили много волнующих событий, но запись в первый класс переживают обычно очень серьезно. Они знают, что школа изменит их жизнь, нетерпеливо и чуть настороженно ожидают этих изменений. Родители, ведущие их за руку, тоже волнуются в предчувствии перемен. И в их состоянии доля тревоги и опасений гораздо больше – они-то очень хорошо помнят свои школьные проблемы и огорчения. У их пока еще малышей за предстоящие одиннадцать лет проблемы, конечно, будут. Но если разумно устроить первую встречу со школой, их количество почти наверняка уменьшится.

Какая она, школа?

Во время записи происходит первая встреча со школой – это и первое впечатление, очень важное для дальнейшего сотрудничества, и возможность с первого шага составить первоначальное представление друг о друге, заявить о своих ожиданиях, договориться о взаимных обязательствах.
Это касается не только взрослых. Ведь точкой пересечения (а лучше – объединения) усилий взрослых на протяжении всех школьных лет будет ребенок. И родители, и педагоги, организующие и ведущие запись, должны понимать: это первый школьный день будущего первоклассника. Ребенок впитывает настрой, атмосферу, интонации, манеру обращения с собой и взрослых друг с другом. А его волнение еще и усиливает яркость этих впечатлений.
Поэтому совершенно недопустимо отводить ему второстепенную роль объекта, который родители демонстрируют, а учителя тестируют его способности, пригодность к «употреблению» в качестве ученика, а потом отодвигают в сторону, пока взрослые обсудят формальности и внесут фамилию в списки. В этом случае у ребенка складывается ощущение, что его ученические обязанности будут заключаться в пассивном исполнительстве. В первые месяцы учебы это, может быть, даже удобно для взрослых. Но уже очень скоро родители столкнутся с тем, что их маленький школьник делает уроки только из-под палки, а учителя не дождутся от него ни активности, ни самостоятельности, ни интереса к учебе.
Еще одна часто встречающаяся проблема первого класса – неумение настроиться на обязательность, регламентированность школьных занятий. Восторженные, но крайне смутные представления дошкольника об учебе зачастую уже в первые дни сентября разбиваются о необходимость заниматься учебной работой, преодолевать трудности, оценивать свои успехи, соотносить свое поведение с удобством окружающих. Поэтому уже в процессе записи в школу мы должны создать доброжелательную, но деловую атмосферу. Пусть ребенок почувствует, что здесь его уважают и поддерживают, но собрались все, чтобы учиться. Что настрой у всех деловой, а не развлекательный. Что школа отличается от детского сада и домашнего времяпрепровождения. Конечно, никакой учитель не станет запугивать малыша и постарается учитывать возрастные особенности старшего дошкольника. Наоборот, учителю, выпускающему своих четвероклассников, эта малышня кажется совсем наивной и беспомощной. Но дублировать своим поведением воспитателя детского сада не стоит. Пусть ребенок ожидает встречи первого сентября именно с учителем.

Договоримся заранее

Первые встречи с родителями будущих школьников требуют не меньшей подготовки и такта. В этот момент мы или заручаемся поддержкой – что пойдет на пользу ребенку и даст нам возможность спокойно работать, – или закладываем фундамент для непонимания, конфликтов и проблем.
Главная беда, пожалуй, в том, что родители при всех искренних благих намерениях довольно смутно представляют себе, чего они хотят для своего ребенка и для себя от школы. Но поскольку это изменение социального статуса занимает их мысли, волнует, то сейчас (уже к концу второй четверти они перестанут так остро интересоваться учебой ребенка) самое время поговорить об их ожиданиях, прогнозах, опасениях.
Предложение записать все это обычно сопровождается легкой паникой: трудно сформулировать свои мысли на бумаге, да еще и отдать этот листок. Чтобы помочь определиться с ожиданиями, стоит завести общий разговор о возможных результатах учебного года (и не только учебных), о том, как будем их фиксировать, что будет, если получим не то, что планировали, о реалистичности родительских надежд. При этом полезно бывает напомнить, что листочки эти исключительно для внутреннего пользования, их содержание никогда не будет оглашаться публично. Они будут лишь поводом для предметного разговора в конце первого класса, через год.
Лучше сразу договориться, что этот разговор в конце первого класса не планируется как односторонний отчет учителя. Если родители, заглянув в свой листок, выскажут недовольство (например, ребенок так и остался очень застенчивым или не приобрел вкуса к чтению), можно будет проанализировать, что предпринимал учитель, выполняя пожелание семьи, и что делали дома в поддержку его усилий. И может быть, скорректировать свои усилия на следующий год.
Такая встреча по обсуждению целей и путей будущего сотрудничества дается нелегко, требует сил и от педагога, и от родителей. Но она отчетливо обозначает и проявляет позицию сотрудничества. Учитель хочет знать предпочтения родителей, готов их учитывать. И они не просто сдают ребенка как в камеру хранения с запросом «сделайте мне красиво», а осмысленно обсуждают перспективы его развития и свое участие в этом процессе, причем не только материальное.

Как найти «своего» учителя?

Разумеется, такая работа происходит не со всей параллелью, а у каждого учителя с родителями своего будущего класса. Когда распределение по классам останется позади. И это один из самых трудных моментов при формировании первых классов. Особенно если в параллели работает один выдающийся учитель, народная молва о котором идет по всему району. Но даже если учителя будущих первоклашек имеют примерно одинаковые заслуги, распределение редко проходит без волнений. Их можно значительно уменьшить, если максимально предоставить информацию и выбор.
Прежде всего необходимо дать родителям возможность увидеть работу всех учителей, выпускающих классы в среднюю школу. Для этого придется составить график открытых уроков, пре­дусмотреть возможность хотя бы короткого обсуждения, вопросов-ответов. И поскольку родителей может быть много, каждому придется дать не один открытый урок. Хотя это не так тяжело, как кажется на первый взгляд: никакой специальной подготовки не нужно, это ведь не аттестационная комиссия. И чем более обычным, характерным для учителя будет урок, тем более объективную информацию получат родители. Насколько строг и требователен каждый, какой темп работы на уроке принят, каковы взаимоотношения в классе и еще множество мелочей, значимость которых разнится для каждой семьи. Пусть увидят своими глазами, вместо того чтобы судить по рассказам соседей и знакомых.
В период открытых уроков и выбора родители непременно должны получить от психолога информацию о своего рода совместимости учителя и ученика. Например, по темпу речи и восприятия. Энергичному, подвижному ребенку тяжело будет учиться у учительницы, которая говорит и двигается медленно, даже если она трижды заслуженная. Даже если она прекрасный педагог и будет позволять маленькому непоседе разряжать свою энергию. Малышу просто будет тяжело слушать, работать, жить в замедленном темпе по нескольку часов в день. И если родители все же будут настаивать, пусть вместе со школьным психологом продумают программу адаптации на оставшиеся до школы полгода.
Приняв решение о выборе класса, пусть родители опять же напишут хоть несколько фраз, обосновывая, почему они считают его оптимальным. Не «вообще» (мол, «это опытный учитель»), а именно для своего ребенка. Но только при условии: посмотреть открытые уроки хотя бы в двух четвертых классах. При «ажиотажном спросе» на одного педагога это как минимум сократит количество тех, кто просто ориентируется на слухи.
Для администрации же такой срез родительских мнений даст возможность увидеть, что ценят мамы и папы, бабушки и дедушки в разных учителях начальной школы.