Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

МЕСТО В ШТАТНОМ РАСПИСАНИИ


Орлова Екатерина

Школьный психолог в новых условиях

Наверное, пришло время пересмотреть взаимные требования администрации и профессиональных служб

Психологи в российской школе появились не очень давно, лет 20 назад. К тому же, как сейчас кажется, ненадолго. Не приживаются они почему-то в нашей системе образования.
Даже в чем их обязанности – никто до сих пор как следует не понимает, а какая польза от них может быть – тем более. Поэтому в нынешней финансовой ситуации директора школ охотнее всего экономят на зарплате психолога, сокращая почти бесполезного, с их точки зрения, работника. В подобных условиях сами психологи пытаются что-то изменить.
Они не просто стремятся сохранить рабочие места, но свое место в школе, возможность влиять на образование детей, на эффективность труда учителя. Именно ради этого московские психологи собрались в ГОУ ЦО № 734 «Школа самоопределения» на круглый стол под названием «Какая психологическая служба нужна современной школе?».

Полная неразбериха

Что поможет директору школы понять: оправдано ли присутствие психолога в школе? Что заставит администратора содержать (прежде всего – финансово) психологическую службу? Очевидно, для этого ему необходимо как можно четче представлять, с какими задачами способен справиться школьный психолог. Как оказалось, далеко не все представители школьной администрации могут ответить на этот вопрос. Более того – и для самих психологов, в том числе работающих в школах, зачастую это вопрос из разряда каверзных.
Конечно, перечислить основные виды своей деятельности (диагностика, коррекция, профилактика, просветительство и т.п.) может практически каждый, только это ведь еще не задачи. Необходимо сформулировать, зачем все это делается, почему для всех вышеперечисленных дел специалист должен находиться внутри школы, а не в одном из многочисленных внешних психологических центров. Как и на что влияет сам факт присутствия психолога в школе? Сформулировать ясно, не пускаясь в пространные рассуждения «о важности психологической позиции для индивидуализации образовательного процесса».
Отсутствие ясных формулировок и четкого понимания своей роли делает психологов очень уязвимыми. С одной стороны, можно назначить психологов ответственными за все происходящее в школе, максимально расширительно трактуя их функционал. С другой – можно с легкостью от их услуг отказаться. Наверняка каждый из нас знаком и с первым, и со вторым вариантом развития ситуации. Первый, увы, быстро ведет к выгоранию, размыванию профессиональных границ и – как следствие – неэффективности психолога. Второй – к вымыванию специалистов из школ. Выход один: четко определить круг специфических задач, причем не только на основании своего профессионального интереса, но и исходя из того заказа, который адресует психологу его работодатель (в нашем случае – директор школы). И заказ этот должен учитывать в том числе и специфику конкретного образовательного учреждения, особенности его педагогической концепции, своеобразие контингента учащихся, текущую ситуацию.
К сожалению, директор, как правило, не может предложить такой заказ в готовом виде. Значит, придется инициировать диалог с ним (а еще лучше – с управленческой командой школы, если таковая имеется) по прояснению взаимных ожиданий и обсуждению реального (а не формального) договора с перечнем конкретных задач, ожидаемыми результатами и способами оценки качества выполненной работы. На сегодняшний день все три названные составляющие такого договора обозначить невероятно трудно, вторую и третью – пока вообще невозможно. Но и не думать о них тоже невозможно: только так у школьных психологов есть шанс сохранить свои позиции – и в прямом, и в переносном смысле.

Итак, начнем с задач!

Основное назначение школы – создавать условия для получения общего образования. А значит, и основные усилия психолога должны быть направлены на сопровождение образовательного процесса, в том числе урока как – по-прежнему – основной единицы образовательного процесса. Психолог может консультировать учителя при подготовке к урокам – с учетом возрастных задач класса или индивидуальных особенностей и потребностей конкретных детей. Он может, в связи с конкретным учительским запросом, прийти на урок, один или несколько, посидеть, посмотреть, а впоследствии обсудить мучающую педагога проблему. Или даже совместно с ним провести занятие – для эффективного решения и предметных, и общепедагогических, коммуникационных задач. Там, где психологу удается быть полезным учителю при проведении уроков, присутствие его в школе скорее всего будет поддержано, в том числе администрацией.
Вообще работать на педагогов, на совместное с ними проектирование условий обучения, на выстраивание командной работы, на повышение психологической компетентности учителей с точки зрения распределения ресурсов куда более эффективно. Понятно, что охватить сотни учеников школы качественной психологической помощью даже нескольким специалистам едва ли реально. А вот выстроить систему психологического обеспечения педагогической деятельности на самом деле можно, особенно если выделить зоны приоритетных на данном этапе потребностей.
По отзывам тех психологов, которым удалось стать востребованными в своих школах, одна из наиболее запрашиваемых ролей – позиция коммуникационного посредника между различными участниками образовательного процесса: педагогами и детьми, администрацией и педагогами, семьей и школой... С одной стороны, резонно возразить: кто, как не педагог, должен уметь общаться и с детьми, и с родителями? Зачем же для этого еще и психолог-посредник? С другой стороны, в школьной реальности столкновения интересов и конфликтные ситуации регулярны и неизбежны, и педагог часто оказывается эмоционально вовлечен в эти конфликты. Он – заинтересованное лицо, а потому посредник, медиатор, владеющий технологиями выстраивания конструктивной коммуникации и навыками управления конфликтом, необходим.
Осознавая границы своей компетентности и своих возможностей, школьный психолог не может не выстраивать сотрудничество с внешними специалистами, особенно когда речь идет о необходимости специфической психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи детям (нейропсихологической, дефектологической, психоневрологической...). В этом случае функцией школьного психолога остается первичная диагностика и экспертиза проблемных ситуаций для определения дальнейшей стратегии и тактики помощи. От школьного психолога во многом зависит своевременная помощь ребенку, обращение к конкретному специалисту. Именно школьный психолог постарается получить от внешнего специалиста рекомендации, на основании которых будут создаваться индивидуализированные образовательные условия, учитывающие особенности и потребности конкретного ребенка. Ведь настоящая школьная адаптация всегда двусторонний процесс: процесс адаптации ребенка к школе и – параллельно с этим – школы к ребенку. Конечно, если идеи индивидуализации образования не являются для нас лишь декларацией.
Представители психологических центров, опытные профессионалы, сотрудничающие со школами, часто признаются, что психолог в школе им совершенно необходим – как коллега, способный познакомить «постороннего человека» с деталями «внутренней жизни» коллектива, готовый сориентировать в конкретной проблематике, выступить – опять же! – посредником в коммуникации.
В заключение надо отметить, что есть проблемы, которые могут решаться только внешней психологической службой – и в связи с их специфичностью, и из соображений профессиональной этики и (или) эффективности. Это прежде всего профильная диагностика и коррекция; а также психологическая работа, требующая особой конфиденциальности и особых отношений, невозможных внутри школы, где неизбежны ролевые напластования и пересечения разных контекстов. Имеются в виду, к примеру, психотерапевтические группы, семейное консультирование…
Отдельная задача для внешнего специалиста – сопровождение работы самих школьных психологов, очень нуждающихся в профессиональной поддержке и консультационной помощи.

Вместо вывода

Так какая же психологическая служба нужна современной школе? Прежде всего имеющая ясное представление о своих задачах (соотнесенных с уставными задачами образовательного учреждения, в рамках которого она существует), своих функциональных обязанностях, а также о нормах и критериях оценки результатов своей деятельности.
Психологи должны находиться в постоянном диалоге с учителями и администрацией, совместно с ними обеспечивать учет возрастных задач и индивидуальных особенностей, потребностей ребенка при педагогическом проектировании и планировании, проектировать результаты психологического сопровождения образовательного процесса. Им необходимо уметь выстраивать коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса, а также с внешними специалистами. Имея в руках такой примерный перечень задач, можно выстраивать конструктивный разговор администрации, педагогов и психологов.

Рабочая тетрадь для учителя

Проблема оценки эффективности работы психолога стоит не только перед администрацией школы, но и перед самим психологом. Ему тоже важно понять, добился ли он каких-то существенных успехов. Увы, кроме общих слов
и расплывчатых образов, порой ему нечего предъявить окружающему миру.
Один из способов – время от времени задавать себе несколько
простых вопросов. Они помогут увидеть реальную ситуацию, а также динамику процесса.
1. Что я сделал(а) для решения стоящей передо мной задачи?__________________
2. Что изменилось в результате моих действий? __________________________
3.  Почему (чем) это важно для образовательного процесса? __________________
4. Почему это должен делать именно психолог и именно внутри школы (или: именно специалист во «внешнем» психологическом центре)? _________________

Есть определенные качества и умения школьного психолога, способствующие выстраиванию сотрудничества с педагогами. В случае успеха или временной неудачи бывает полезно оценить, каким арсеналом специалист располагает, на что обычно опирается в собственной практике. Для этого можно выбрать из списка те умения, которые особенно пригодились в данной ситуации, или проранжировать, поставив на первое место то, каким владеете почти в совершенстве, а на последнее – наименее освоенное.

1. Инициативность в налаживании контакта и предложении помощи педагогу, готовность работать с ним в команде.
2. Умение помочь педагогу в выработке запроса к психологу.
3. Готовность и умение наблюдать за ходом урока.
4. Умение направить свою экспертную оценку на помощь педагогу.
5. Наличие у психолога педагогического опыта.

Список можно продолжить по усмотрению психолога…