СТРАНИЦЫ, ОТКРЫТЫЕ СОЛНЦУ
Последний подарок зимы
То, о чем нельзя сказать вслух
Как подружиться с мартом
В феврале–марте всегда выпадает несколько дней, когда приходит любовь
(оригинально, сами понимаете). Нет, она всегда есть, но бывает, что
просыпаешься утром и понимаешь, что стало хуже. То есть сильнее стало,
хуже – потому что глубже. Такие дни часто приходят в юности, но и
потом. И даже в те феврали, когда и некого, и не за что, и незачем – но
утром ты разлепляешь ресницы, понимая: солнце ложится на кровать так,
что солнечные блики слепят глаза. Это как режиссер «Чудовищ» догадался:
мальчик просыпается в мохнатых лапах и видит ветки деревьев, слепящее
солнце, тени на земле – вот то самое, пожалуй, свет! Вдруг свет.
И ты просыпаешься, идешь куда-то, а там – оно, когда ни вздохнуть, ни
сглотнуть, ни вымолвить. Отчетливо помню, как в день, когда мы с мамой
много лет назад разбирали школьную выставку, я легко вскочила на
какой-то стол, пошатнулась, сердце оборвалось, и я тогда очень сильно
почувствовала эти слепящие бескрайние поля снега за окном. А больше
ничего особенного в тот день не было.
Конечно, накануне должно что-то произойти, обязательно, плохое или
хорошее. И необязательно это было важное – взгляд, строчка, в самом
крайнем случае, ну, я не знаю, за руку подержать. Но меня лучше не
надо, я потом десять лет буду вспоминать. И двадцать. И тридцать
буду – если свет падает отвесно сквозь стеклянную крышу, если
цепляется за ресницы и царапает память, как тот осколочек в глазу и в
сердце, если верить Андерсену.
В прошлом году все случилось раньше, в январе, как напоминание, что все
бывает, что это никто и никогда не сможет отнять. И случилось в
строймаркете. Ну конечно, где же еще, среди полупустых ангаров
разрушенных заводов. Стоя на лестнице, я опустилась, как в детстве,
прижавшись лицом к перилам, глядя на женщину, которая пьет чай из яркой
чашки и смотрит в своем отсеке космического ангара-магазина фильм
«Сумерки», – глядеть через ее плечо в монитор и тихонько смеяться. Все
равно в ее магазине пусто, и она смотрит со смертельным таким детским
серьезом, а я вижу ее плечо, петли свитера грубой вязки и рыжеватую
прядь, переброшенную через плечо. Женщина могла бы быть мной, я могла
бы быть ею, а еще это похоже на то, как после глубокого сна
просыпаешься в больнице, а там ведь никогда нет штор, поэтому солнце
проскальзывает сквозь ресницы, продирается и врезается в память.
Может быть, это последний подарок верноподданной зимы, ведь так мало
тех, кто любит и служит ей «всей борьбою, трудом и тоскою». Но она
единственная, кто одаривает нас по мере и степени: льдисто-розовым
декабрьским закатом с синевой по краям, сиянием январского полудня или
снегопадом, полыхающими озарениями февраля с ветром, распахивающим
пальто и шарф, забивающим рот и попадающим внутрь.
Но потом придут гулкие, черные, ледяные и звонкие вечера марта. Они
хороши только для тех, кому есть с кем гулять по этим лопающимся под
сапогами стеклам – осколкам зимы. Иначе с мартом лучше и не
пытаться подружиться.
Весна скупа, скупа, несмотря на розовый шарф и подтаявший каток.
Хочется весны яростной, обрушивающей волны, валы и вихри с талым снегом
и птичьим радостным криком. Но нет, весна мстит за нелюбовь, и мы с
ней, как две настоящие женщины, молча и яростно воюем. Она бьет мне
едким светом в глаза, а я иду, опустив голову, стиснув руки в карманах
пальто, жалостно щурясь, пытаясь удержать едущий из-под ног тротуар, –
и напеваю, напеваю.
Весна, девочка, убегающая от, забегающая вперед, показывающая мне
язык, – о да, она не постареет. Ей можно быть неаккуратной,
расхлябанной, у нее один бант на косе растрепан, и я ей тайно завидую.
С самого детства. Ведь она не верит во «взрослеть, стареть и
проигрывать».
Весеннее воскресение
В морозные и солнечные дни, дни между весной и зимой, мы все же можем
встретиться и договориться. Я подхожу к ней сзади, осыпаю снежной
пылью, силясь объяснить, что она одна и та же, просто приходит через
год, а она щедро и ярко рассыпает солнечные блики по поверхности снега.
Эти дни редки, как праздники, ценны, как тот золотой песочек
воспоминания, который только и оставляет даже самая распрекрасная
память.
А потом приходит вечер, покой – на месяц, на полгода, на год. Время
возвращаться из любви в свой мир. И не важно, что «за любовью» ты
ходила в строймаркет или в больницу, библиотеку или на почту платить за
квартиру, связь, свет...
Главное – всегда можно вернуться в свою зиму, в свою осень, в свою
ночь, в свою постель, в свой сон, в свой круг, в свой год.
И в ту неописуемую томную лень воскресений, когда сознание все
отмечает, даже серебристое звяканье колокольчика на красной двери
магазина, что внизу, на все реагирует, в том числе на грязно-белый снег
и ослепительное солнце, бросающее щедрые лучи на по-весеннему
некрасивые ветки деревьев. Нет на них ни инея, ни снега, и они
неприлично обнажены, без той осенней четкости и графичности. Есть силы
увидеть, как солнце подныривает под занавеску, чтобы засмеяться тебе в
лицо, как окружающие предметы предстают в новом свете, и ощутить
исполненность торжественным молчанием и какой-то возвышенной
праздностью.
Нет и мысли об учениках, нет трудностей. Режим преодоления трудностей,
который не выключается в течение недели ни на минуту и постоянно жужжит
в мозгу, реагируя на внешние раздражители, – он выключен!
Правда, бывает, он смолкает и в будни, иногда прямо в школе, в моменты,
когда тебя никто не видит, и тогда благословенная тишина наполняет
тебя. В одну такую минуту меня некстати поймал учитель Ш.:
– Что у вас с лицом?
– Не беспокойтесь, – рассмеялась я, – просто я еще не надела лицо,
которое для детей.
–То есть я поймал вас с обнаженным лицом?
– Почти на месте преступления, да. Обычно я не весела и не бодра.
Открою вам эту страшную тайну.
И то, о чем я не сказала вслух: и не добра, и не хороша, и не умна, и
не красива. Но раз в неделю – какое счастье! – это можно себе
позволить.
Весной можно идти по Центральной улице от начала в конец в первой
половине дня, и тогда день будет раскрываться вокруг. Если идти в
обратную сторону во второй половине, будет нещадно слепить глаза.
Иногда эта улица бывает невыносимо долгой, особенно в морозный день, но
всякий раз, идя по ней, я жду той невидимой границы, которая отделяет
суету центра от места безвременья и безденежья. Этот переход играется
диминуэндо, тогда как после идет достаточно сильный заключительный
аккорд, отяжеленный стеной, которая перекрывала Центральную улицу. Тему
перекрывал завод. Этой весной он вдруг расступился в виде каких-то
невнятных и непонятных сооружений. Два вертикальных прямоугольника из
черного стекла, когда они выросли? Проглядела! Так люди проглядывают
своих неудавшихся выросших детей.
В кафе – свет. Он столбами выпадает из окон, щекочет висок, греет щеку
и прядь – свет проходит сквозь меня, оставаясь в чашке. Мороженое имеет
цвет пожелтевших валенсийских кружев, это несомненный плюс заведению,
хотя вид из окна… все, что в начале улицы, необходимо снести, тогда
можно спасти освещение.
Вот интересно, думаю, как живут зиму люди, у которых пасмурно зимой?
Тяжело им, наверное, хоть это и по-английски. Недавно я решила
посчитать пасмурные дни, но сбилась на пяти за эту зиму, больше не
вспомнила.
…В конце февраля – начале марта есть, бывает несколько дней, когда
уходит любовь. А потом приходит новая. За ней еще год, и неизменно она
приходит снова.
Любовь никогда не кончается, ибо зависит только от освещения.