ЗНАКИ И СИМВОЛЫ ДЕТСТВА
О чем разговаривают Мяч и Карандаш, когда они в детских руках
Из стенограммы лекции Елены СМИРНОВОЙ, руководителя Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек (цикл «Развитие современной психологии, публичные лекции МГППУ»)
И не досуг, и не баловство…
Игрушка – первый предмет культуры, с которым ребенок вступает
во
взаимодействие. Причем предмет универсальный, о котором есть что
сказать как философам, историкам, семиотикам и эстетикам, так и
психологам, конечно.
Игрушка символизирует собой нечто другое, чем то, что из себя
представляет на самом деле, через нее можно что-то вообразить, уйти от
давления реального мира и построить свой. Воротами в виртуальную
реальность называют игрушку, и в этом ее отличие от других орудий.
Играют не игрушкой, а с игрушкой. Но и игрушка тоже играет с ребенком,
она партнер в игре. Мяч самая древняя, идеальная игрушка – в
непредсказуемости мяча бесконечное удовольствие и интерес. Им можно
действовать, ему же приходится подчиняться.
Карандаш не игрушка, но он становится ею тотчас, если ребенок начал
действовать им как другим предметом: представил, что это человечек, или
шлагбаум, или мост. Открытость трансформации, превращение в нечто
другое – главная черта игрушки. С этой точки зрения есть
игрушки, которые игрушками назвать нельзя, они не предмет для игры, с
ними ничего не сделаешь. Это, например, так называемые «интерактивные»,
которые сами умеют есть, пить, говорить и справлять иные надобности.
Такие игрушки не допускают оживления, создания мнимой воображаемой
ситуации – у них своя механическая жизнь, надо выполнять, что прикажет
игрушка: через каждые две минуты: мама, покорми меня… спой песенку…
пойдем гулять. Это «включи и смотри, что будет», это потребление
технологических качеств игрушки парализует фантазию,
превращает ребенка в приставку к механизму.
Вредно все, что не оставляет места придумыванию и воображению; что
переводит ребенка в разряд манипулируемого; что разрушает
целостность образа человека (разборные куклы, например, головы,
существующие независимо от туловища и прочее).
…И не «просто воображение»
Выготский писал о возникающем в игре «мнимом
пространстве»,
которое не совпадает с реальным. Да, игрушка ребенком преобразуется, но
одновременно ребенок преобразует и себя, когда говорит за нее,
отвечает. Он, чувствуя себя кем-то, осознает свои границы.
Когда я играю в маму куклы, я же не мама, но и мама. Нельзя твердо
сказать, я это или не я. Но именно на этой разнице и
включается внутренний мир ребенка, сознание, которое все
построено на разговоре с самим собой. Так формируется идентичность,
система Я ребенка, а с виду – ничего особенного: игрушка
«отвечает» ребенку.
Конечно, это не то, что любят взрослые: сидеть, слушать, писать; чтобы
ни минуты досуга, чтобы от всего была польза. Но прав Выготский: «Игра
мало похожа на то, к чему она приводит». В самом деле, если ребенок
играет с игрушкой-доктором, он не учится лечить, нет. Однако
то, что он сейчас усваивает, отрабатывает, находясь в роли
доктора, проявится потом, в совершенно неожиданном виде. Эффект
развития в игре есть всегда, но он не очевиден.
Сейчас все твердят о редукции игры, о том, как это небезопасно для
психического здоровья общества будущего, однако плохих игрушек
выпускается все больше и больше. Игрушек не для детей, не для развития.
Мы ведем постоянную психолого-педагогическую экспертизу
игрушек, загляните, пожалуйста, на сайт
http://www.psytoys.ru/
– лишь пятая часть из огромного ассортимента –
хорошие, направляют на игру, подсказывают идеи игр.
Записала Людмила КОЖУРИНА