Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Мещанинова Ирина

Чтобы экскурсия не превратилась в экскурс

Поездка должна быть не только информативной, но и личностно окрашенной для каждого ученика

Каждому педагогу, хоть раз вывозившему класс на экскурсию в другой город, известно, что образовательный эффект поездки напрямую зависит от яркости впечатлений, личного включения детей. Это происходит и при знакомстве с историей, архитектурой, традициями, и во время самостоятельных неспешных прогулок по городу с путеводителем или картой, когда можно зайти во дворы, обойти заинтересовавший дом, зайти в подъезды, аптеки, магазины, поговорить с местными жителями, вслушаться в их речь, узнать
о жизни города и людей. Тогда это место становится близким, дорогим, значимым для ребят. Но сама собой такая эмоциональная встреча с городом у ребят не происходит. Чаще всего она может состояться при деятельной поддержке педагогов. Как же насытить эмоциональный фон экскурсии, чтобы дети не только приобретали новые знания,
но и удивлялись, радовались, сочувствовали? 

Не только узнать, но и почувствовать

Готовясь к поездке в Новгород с восьмиклассниками, мы (учитель истории, два психолога, два филолога, завуч по воспитательной работе, классные руководители) старались спланировать программу так, чтобы поездка была не только информативной, но и эмоциональной, то есть личностно окрашенной для каждого ученика. Кроме того, нужно было придумать задания для групп, которые бы соотносились с информацией, которую будут получать ребята в музеях и на тематических экскурсиях. Результаты выполнения заданий предполагалось обсуждать на ежевечерних встречах.
И вот наконец первый день – знакомство с историей города и кремлем. В краеведческом музее детям было дано задание прочитать берестяные грамоты и определить их стили. Вначале была проведена установочная лекция, и ребята разошлись по залам. Они работали самостоятельно, без экскурсовода: читали тексты на стендах, делали записи, обсуждали в группах.
Мы изредка подходили то к одной, то к другой группе, и из разговоров с ребятами можно было понять, что для них важно было справиться с заданием, подготовить материал для отчета. И они действительно его подготовили – обоснованно, доказательно, но отстраненно.
В этот момент для нас стало очевидно, что необходимо помочь детям почувствовать своеобразный стиль средневековой новгородской речи; понять беды и радости людей, живших на этой земле, увидеть страшные картины несчастья (голод, пожары, личная зависимость, обманы «партнеров по бизнесу», как мы сказали бы сейчас). И тогда на вечерней программе после обсуждения результатов работы групп по классификации стилей грамот мы предложили инсценировать некоторые тексты, восстановив описанные ситуации или события. Ребята очень быстро вникли в суть текста и подготовили небольшие спектакли. Жалобу мачехи на пасынка, который избил ее и выгнал из дома, воспользовавшись отсутствием отца, дети представили в виде нескольких последовательных сцен. Сначала – сватовство и свадьба. Эта сцена сопровождалась величальной песней, которую одна из девочек знала из занятий фольклором и замечательно исполнила. Затем знакомство мачехи с пасынком и ее забота о нем, тогда еще маленьком мальчике. А затем – страшная сцена семейного скандала и побоев беззащитной женщины.
В диалогах дети использовали лексику грамот. Таким образом, все участники поездки перенеслись на 700–800 лет назад, окунувшись в реальные события жизни новгородцев.
Восстановить историю России в лицах помогла игра-знакомство с памятником Тысячелетия Руси.

Всмотреться и узнать

Второй день проходил на торговой стороне. Предстояла обширная программа. Это и история князей новгородских, начиная с Ярослава Мудрого, и знакомство с бытом и условиями жизни ремесленников, торговцев, с традициями семьи и города, роль церкви в жизни горожан. Массив информации огромен: даты, имена князей, архитекторов, названия церквей, войны и стихийные бедствия, законы, общественное устройство, внешнеэкономические и политические отношения... Как привлечь внимание детей, чтобы рассказ учителя истории помогал восстановить давние события, проблемы людей разных слоев давно прошедшей эпохи? Мы предупредили ребят, что вечером каждая команда подготовит викторину, сопровождаемую фотографиями зданий и объектов в необычных ракурсах. Это задание не отвлекало (чего мы отчасти опасались), а способствовало вниманию и интересу. Вечером все увлеченно отгадывали названия церквей, зданий, восстанавливали события, связанные с этим объектом. Ребята учитывали еще и операторские находки авторов фотографий. Безразличных не было, хотя все эти объекты видели несколько часов назад. Но было важно сравнить свое впечатление с видением других, услышать оценку одноклассников и учителей умения передать в фотографии свои чувства.
Вечерняя прогулка через весь город к Антониевскому монастырю и обратно по набережной вывела ребят из средневековой торговой части города в XIX век (на купеческую Московскую улицу) и, конечно, в ХХ и XXI века. Это и стадион со специфическим декором ограждающей стены, и современные гостиницы, и жилые пятиэтажки. Ребята не прошли мимо памятника павшим в Афганистане с пронзительной надписью и героической фигуры Александра Невского (личность неоднозначная для Новгорода), осмотрели здание театра им. Ф.М.Достоевского, удивительно похожее на элеватор.
Задание следующего, третьего дня состояло в поиске и изучении пяти мест в городе по фотографии конца XIX или начала XX века, по описанию архитектуры и назначения зданий, по названию улиц. В поиске места ребята руководствовались информацией на обороте фотографии и современной картой города. Каждая группа проводила исследование. Дело в том, что некоторые здания изменили свой облик или были достроены, и надо было собрать доказательства, что найденный ребятами объект совпадает с исторической фотографией. Памятник Александру II был снесен. Следовательно, надо было сопоставить старые и новые названия улиц, пройтись по ним, найти объекты, по которым можно было бы понять, где стоял этот памятник.
Когда группа приходила к решению, что место найдено, надо было отыскать ракурс, с которого фотографировали объект, и воспроизвести на своей фотографии. Это была вторая часть сложного поискового задания. При обсуждении сделанных фотографий было важно не только оценить «точность попадания» и ракурс, но и выслушать логику поиска и доказательств, выдвигаемых группой.
Роль учителя в поисковой работе групп была минимальна. Основная задача состояла в обеспечении безопасности детей. Все организационные решения и поиск содержания группы выполняли самостоятельно.
Это задание было направлено на взаимодействие ребят в группе. Оно было более сложным и длительным по сравнению с инсценировкой по мотивам берестяной грамоты. Для нас было важно, что, выполняя поисково-познавательное задание, ребята упражнялись в умении взаимодействовать: ставить совместные цели, определять содержание и последовательность действий, контролировать правильность их выполнения. Каждый ощущал себя членом команды, старался способствовать общему успеху. В отзывах ребят о поездке именно это задание вызвало наибольший интерес и лучше всего запомнилось.

Если вы решили попробовать, то...

…заботясь об эмоциональном настрое, не ограничивайтесь лишь технологическими средствами. В первую очередь атмосферу в группе и интерес к изучаемому городу задает ваше собственное настроение, искреннее, а не наигранное желание увидеть, узнать, поговорить со старожилами, дотронуться до стены крепости. Если ребята увидят, что вы в конце утомительного дня готовы пройти несколько кварталов ради удовольствия увидеть тот или иной особняк, переулок, им даже говорить ничего не придется «о культурном наследии» и прочих высоких материях. Поэтому если душа не лежит именно к этой поездке, лучше отменить ее совсем. И не брать в сопровождающие тех взрослых, которым не приносит радости встреча с новыми местами.
…задания, конечно, придется придумывать заранее, причем с изрядным запасом – вдруг ситуация сложится так, что один вариант будет сложен, неинтересен, неприемлем. Впрочем, хорошо придуманное задание всегда оставляет место для импровизации.
…учитывайте, что самостоятельное изучение экспозиций музеев, прогулки по городу – это гораздо большая, чем в школе, степень свободы. С точки зрения развития самостоятельности это прекрасно, но внезапно расширившиеся рамки могут привести младшего подростка в растерянность. Особенно такого, кого дома держат в ежовых рукавицах или чрезмерно опекают. Пусть такие ребята знают, что кто-то из взрослых неподалеку – не в качестве надзирающего, а на случай, если понадобится помощь, совет или просто ободряющий взгляд. И конечно, с каждой поездкой соотношение присмотра и свободы будет меняться.
…школьных навыков, даже прекрасно усвоенных, окажется недостаточно. Позицию исследователя, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе реальной деятельности придется терпеливо взращивать. Так же как умение читать или вести конспект. Здесь тоже понадобится система заданий. Они должны последовательно усложняться и по содержанию, и по способам выполнения.
…придется балансировать на тонкой грани учебы и свободной работы. Приращение знаний и компетенций будет неизмеримо больше, чем за такой же срок в режиме школьного обучения. Но при этом взрослый в поездке лишается многих привычных атрибутов и инструментов. В первую очередь отметки, ведь оценивать пятерками или тройками задание, на которое было затрачено несколько часов исследований, споров и коллективного труда, невозможно. В то же время нельзя не отметить удачи, высокое качество результатов, слаженную работу. Нельзя спускать явную халтуру, закрывать глаза на ошибки или ссоры внутри группы. В какой форме – необидной и продуктивной для дальнейшего продвижения – будет проходить анализ результатов, целиком зависит от класса, взаимоотношений внутри него, а также отношений ребят с педагогом. Твердо можно сказать лишь одно: итоговое обсуждение работы за день должно быть не экзаменом, а скорее конференцией.
…пускать на самотек всю самостоятельную часть ученической работы не стоит, особенно в первых совместных поездках. Но максимум поддержки взрослого пусть приходится на подготовительный этап. Например, при делении ребят на группы опытный педагог учтет и вероятность конфликтов, и опасность того, что результаты слабой и сильной групп будут контрастировать. А значит, найдет способ избежать совсем уж взрывоопасных сочетаний. В то же время не нужно авторитарно отвергать способы самоорганизации детей, если они настаивают. Пусть убедятся в их неэффективности, получив неудачный результат. А может быть, их вариант оправдает себя. Тогда задуматься придется взрослому. Тем интереснее будет вечернее обсуждение.