В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Безраздельная власть раздельного обучения
Когда гендерные подходы начинают преобладать над педагогическими
Конец февраля – начало марта, традиционная гендерная лихорадка: девочки
поздравляют мальчиков, потом наоборот. Не самые органичные праздники
для школьников, но – традиция. Приходится классным руководителям брать
на себя большую часть организации, а иногда даже самого праздничного
поздравления. Особенно в классах среднего звена, где мальчики и девочки
зачастую делятся на два противоборствующих лагеря. Иногда «гендерные
войны» доходят до такого накала, что единственный выход учителя видят
в раздельном обучении. Класса до девятого, например, когда страсти
поулягутся… Тем, кто подумывает о подобном эксперименте, интересно
будет узнать мнение вчерашних школьников, проучившихся до десятого
класса, не общаясь в классе с ровесниками противоположного пола. Автор
вместе с коллегами-психологами обратилась к опыту выпускников одной из
школ, работающих по принципу раздельного обучения, были
проинтервьюированы несколько десятков выпускников.
Новое – хорошо забытое старое?
Раздельное обучение мальчиков и девочек практиковалось в большинстве
стран, да и сейчас за рубежом многие элитарные школы от него не
отказались. В дореволюционной России образование тоже было
преимущественно раздельным, а в начале 1990-х годов система раздельного
обучения стала возрождаться: женские гимназии в Санкт-Петербурге,
Сыктывкаре, Нефтекамске, Киеве; школы с раздельным обучением в Москве,
Ярославле, Костроме, Выборге.
Почему же педагоги пытаются вернуть прошлое? Одна из причин – миф о
высочайшем уровне дореволюционной системы образования.
Другой причиной введения раздельного обучения становится аргумент о
существенных различиях в развитии мальчиков и девочек, о разных темпах
их взросления. Однако исследования социальных психологов показывают,
что разнородные группы во всех отношениях гораздо эффективнее
однородных.
Ссылаются педагоги и на нежелание детей учиться вместе. Хотя причиной
такого нежелания может быть именно отсутствие подобного опыта. Это
предположение было подтверждено данными, полученными в исследовании
Н.Л. Новак, которая изучала образ противоположного пола в
представлениях младших школьников. Оказалось, что у первоклассников,
учащихся в классах с раздельным и смешанным обучением, образ
противоположного пола не отличается (и у тех и у других в наполнении
образа присутствуют как негативные, так и позитивные характеристики).
Но к третьему классу ситуация меняется. Школьники, проучившиеся три
года в смешанных классах, более позитивно оценивают ровесников другого
пола, нежели те, кто учился в однополых классах. Школьники из классов с
раздельным обучением противопоставляют себя детям другого пола,
акцентируют внимание на том, что «мы» – хорошие, а «они» – плохие. В
смешанных классах такого не происходило.
Эти выводы подтверждаются и ответами выпускников в нашем исследовании:
«Мальчики – это что-то такое… что нельзя с ними общаться, они такие
изверги, которые только и ищут повода, чтобы поиздеваться над девочкой»
[девушка, 18 лет]. При этом выяснилось, что школьники не хотели учиться
отдельно: «Это было ужасно, мне хотелось учиться с мальчиками»
[девушка, 20 лет]. «У нас часто проводили тестирование. Каждый год.
Спрашивали, нравится ли нам учиться раздельно. Мы всегда писали, что
хотим учиться с мальчиками» [девушка, 20 лет].
Лучше ли успеваемость в однополом классе?
Одним из основных достоинств раздельного обучения организаторы
экспериментов часто называют хорошие показатели успеваемости.
Действительно, это так. Сами выпускники обращают внимание на то, что их
классы были сильнее смешанных. Однако, как выясняется, причина лучшей
успеваемости в однородном классе не особый подход, не новые методики, а
просто-напросто специальный отбор детей в классы: «Наш класс «м»
(мальчиков) считался сильным, а «с», который смешанный, – слабым»
[юноша, 20 лет].
Бывшие школьники обращают внимание и на то, что сами учителя называли
смешанные классы слабыми, а классы мальчиков и девочек – сильными.
Естественно, родители, которые с большим вниманием относились к учебе,
старались отдать ребенка в более сильный класс: «Я переходила из другой
школы, и сначала мама меня хотела в смешанный класс отдать. А ей
сказали, что класс девочек сильнее, ну так я и попала в «д» (класс
девочек)» [девушка, 19 лет]. «Рокировки» происходили не только при
поступлении, но и в процессе обучения.
Проблемы однополого коллектива
С какими же проблемами приходилось сталкиваться ученику при раздельном
обучении? Прежде всего – недостаток общения со сверстниками
противоположного пола и зависть к тем, кто учился в смешанных классах.
Некоторые выпускники полагают, что учеба в однополом классе оказалась
причиной сложностей взаимодействия впоследствии: «Очень мало было
общения с девочками, и многие даже спустя много лет не могли спокойно
общаться с девочками» [юноша, 19 лет].
Школа должна давать опыт взаимодействия с противоположным полом, но так
как этого не происходило, то, перейдя в старших классах на смешанное
обучение, мальчики демонстрировали формы поведения, характерные для
раннего подросткового возраста: «У нас пацаны в 10–11 классе не
представляли, как учиться вместе, дергали за косички, толкали» [юноша,
19 лет]. Изоляция порождает страх общения с противоположным полом:
«Когда перешла в 10 класс, у меня начались проблемы с общением. Мне
тяжело было ответить, я не понимала, как надо отвечать мальчику»
[девушка, 20 лет]. «Девчонок мы видели как отдельных людей. После школы
мы вообще не понимали, как с ними разговаривать» [юноша, 19 лет].
Мальчики и девочки в среднем звене не просто стеснялись, они боялись
друг друга: «Если мальчик заходил в наш класс, я пряталась под парту»
[девушка, 19 лет]. Общение инициировалось учителями и носило
принудительный характер: «Они приходили к нам в класс, допустим, на 8
Марта… подарить нам игрушки, встали в линеечку перед нами. Учитель нас
поздравил, а мальчики вот так нам покидали игрушки, даже не подойдя к
партам, и ушли» [девушка, 19 лет].
Иллюзией оказалось и то, что классы девочек более дисциплинированны и
спокойны. Напротив, однородная среда способствовала возникновению форм
поведения, типичных скорее для мальчиков: «У нас были все время
какие-то конфликты, мы все время кричали, часто дрались» [девушка, 19
лет].
Таким образом, свой опыт раздельного обучения выпускники описывают
преимущественно как негативный, высоко оценивая лишь полученные знания.