СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательная траектория с китайским акцентом
Сельских выпускников Поднебесной ориентируют на среднее профессиональное образование
Группа китайских ученых под руководством Чжу Сяомань провела
исследование стратегий сельских школьников по методике Института
развития образования НИУ-ВШЭ в трех провинциях Китая. Сегодня мы
знакомим читателей «ПС» с первыми результатами.
Согласно документам Министерства образования КНР сельское образование
получают граждане, проживающие в населенных пунктах, чей
административный статус ниже областного или районного центра (уезда или
города).
С тех пор как в 1978 году Китай вступил в период модернизации, в стране
начался бурный рост городов. В 1995 году городское население страны
составляло 29%, в 2006 году – 44%, а к 2020 г. оно может достичь 69%.
При этом изменилась и китайская провинция.
Зачастую она все еще бедна и неустроенна. Согласно официальной
статистике 77% всех аварийных начальных школ Китая расположено в
сельской местности.
Однако теперь традиционное китайское село далеко не всегда выращивает
рис.
Во многих районах Китая сельские жители активно работают в
промышленности. А высокотехнологичные производства (в 2007 году они
были развернуты в 53 районах страны) требуют не крестьян, а
специалистов с высшим образованием.
В последнее десятилетие были приняты постановления Госсовета КНР «О
дальнейшем укреплении работы по сельскому образованию», «Уведомление об
углублении реформы системы обеспечения финансирования обязательного
образования в сельской местности», «Основные положения государственной
программы перестройки и развития образования на текущий и долгосрочный
период (2010–2020 годы) и т.п.
Эти документы требуют быстрого развития среднего профессионального
образования для сельских школьников.
Согласно закону КНР «Об образовании» все уровни образования (кроме
обязательного 9-летнего) являются платными. С 1997 года стало платным и
университетское образование. Однако теперь китайское правительство
стремится к тому, чтобы каждому жителю деревни было доступно бесплатное
(или сравнительно недорогое) образование в техникуме.
С 2003 по 2005 год правительство Китая вложило 5,8 миллиарда юаней в
поддержку 2311 проектов для развития техникумов (из них тысяча
приходились на сельскую местность).
Например, жители села, обучающиеся на первом и втором курсах СПТУ,
получают от местных властей ежемесячную стипендию в 1500 юаней. Эта
сумма дает возможность оплатить четырехместную комнату в студенческом
общежитии. (Можно, впрочем, снять комнату на 8 человек за 800 юаней.)
С 2001 года число сельских школьников, поступающих в техникумы,
удвоилось и достигло 6,4 миллиона учащихся в 2009 году.
Вот какой выбор сделали в 2009 году школьники из уезда Чансин провинции
Чжэцзян. Провинция, которую называют «самой островной в Китае»,
расположена на юго-восточном побережье Китая, в дельте реки Янцзы.
Раньше она была знаменита своим шелком и чаем (таким, как Цзы Сунь –
«Пурпурные побеги бамбука»).
Сегодня Чансин – район с активно развивающейся экономикой: в 16
деревнях и поселках городского типа насчитывается 620 тысяч жителей,
которые работают в машиностроении и электронике, легкой промышленности,
металлургии и отраслях тонкой химии. Дети из уезда Чансин посещают 38
начальных школ, из которых 21 открыта в деревнях. Среди 17 средних
девятилетних школ лишь 4 находятся в селах. Так что многим школьникам
приходится ездить в ближайший поселок.
Еще в уезде Чансин есть средняя специальная школа для взрослых. Она
занимается ликвидацией неграмотности. В 2009 году подобные школы
закончили более 41 тысячи китайских крестьян. Согласно результатам
Всекитайской переписи населения 1982 года в стране после десятилетия
«культурной революции» (1966–1976) насчитывалось 230 миллионов
неграмотных и малограмотных. Сегодня китайское правительство считает,
что в сельской местности ликвидирована неграмотность. Однако школы для
взрослых, учреждаемые местным сообществом, занимаются дополнительным
образованием, повышением квалификации и т.п.
Учреждения профессионального образования представлены в Чансине тремя
техникумами.
Есть в уезде и свой вуз, который является старшей школой. Это так
называемый «краткосрочный вуз», где выпускники девятилетней школы могут
учиться от 2 до 3 лет.
«Краткосрочные вузы» очень популярны в Китае, где еще в 1982 году
высшим образованием могли похвастаться всего 1,6% населения.
Сегодня 61,4% китайских высших учебных заведений – это «краткосрочные»
вузы. Однако даже за двухлетнее обучение в них надо платить. А
крестьянам это не по карману.
Возможно, именно поэтому в высшей школе Китая насчитывается всего
миллион семьсот тысяч сельских выпускников (7,15% от общего числа по
стране). А в 2009 году согласно официальному статистическому
справочнику в колледжи и «краткосрочные вузы» после окончания 9-летки
поступили 595 318 сельских школьников (7,17% от всех студентов
страны).
Более 85% китайских «краткосрочных вузов» являются аналогами
американских «коммьюнити колледжей» или российских техникумов. Они
готовят технических специалистов для местных предприятий, особенно в
сельскохозяйственной сфере. Поэтому сельский школьник может получить
направление на учебу.
Сельские выпускники 2009 года смогли воспользоваться инновацией уезда
Чансин – образовательным ваучером для получения частного и
профессионального образования. Поэтому они разделились на два потока:
половина пошли в техникумы, половина – в уездный вуз.
Чем богаче культура китайской провинции, тем больше выпускников мечтают
получить высшее образование. Но почти все сельские школьники стремятся
в местный вуз. Учитывая китайские расстояния, родители даже
предпочитают, чтобы этот вуз располагался у них в деревне!
Уезд Шэсянь, где проживают почти 500 тысяч жителей, расположен в
провинции Аньхой, где до сих пор сохранились в первозданном виде
древние дома и храмы. Здесь родился великий китайский педагог
Тао-Синчжи (1881–1946), основавший в 1939 году Общество жизненного
воспитания.
В 2009 году в Шэсянь работали три техникума, одна специальная школа для
взрослых и целых пять вузов, которые располагались в поселках
городского типа. В 2009 году из 2401 выпускника сельских школ лишь 36%
решили продолжить обучение в вузах, а 32% предпочли поступить в
техникумы.
Вокруг городка Ханьчэн в провинции Шэньси (на северо-западе Китая)
расположены 13 деревень и 6 поселков городского типа. Из 396 тысяч
населения здесь насчитывается 194 тысячи сельских жителей. Однако этот
район, богатый историческими достопримечательностями (здесь родился
знаменитый китайский историк и мыслитель Сыма Цянь (145 – 86 до н.э.),
имеет ряд особенностей: например, почти все ОУ расположены в деревнях.
Из 97 начальных школ и из 32 средних школ провинции только 5 находились
в поселках городского типа. Зато из 5 вузов Шэньси 4 работают в
сельской местности. Не удивительно, что в 2009 году из 2372 тысяч
сельских выпускников только 35% пошли учиться в техникумы. Больше
половины школьников поступили в пять местных вузов!