Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2011
Первая тетрадь
Политика образования

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Кириллова Светлана

Образовательная траектория с китайским акцентом

Сельских выпускников Поднебесной ориентируют на среднее профессиональное образование

Группа китайских ученых под руководством Чжу Сяомань провела исследование стратегий сельских школьников по методике Института развития образования НИУ-ВШЭ в трех провинциях Китая. Сегодня мы знакомим читателей «ПС» с первыми результатами.

Согласно документам Министерства образования КНР сельское образование получают граждане, проживающие в населенных пунктах, чей административный статус ниже областного или районного центра (уезда или города).
С тех пор как в 1978 году Китай вступил в период модернизации, в стране начался бурный рост городов. В 1995 году городское население страны составляло 29%, в 2006 году – 44%, а к 2020 г. оно может достичь 69%. При этом изменилась и китайская провинция.
Зачастую она все еще бедна и неустроенна. Согласно официальной статистике 77% всех аварийных начальных школ Китая расположено в сельской местности.
Однако теперь традиционное китайское село далеко не всегда выращивает рис.
Во многих районах Китая сельские жители активно работают в промышленности. А высокотехнологичные производства (в 2007 году они были развернуты в 53 районах страны) требуют не крестьян, а специалистов с высшим образованием.
В последнее десятилетие были приняты постановления Госсовета КНР «О дальнейшем укреплении работы по сельскому образованию», «Уведомление об углублении реформы системы обеспечения финансирования обязательного образования в сельской местности», «Основные положения государственной программы перестройки и развития образования на текущий и долгосрочный период (2010–2020 годы) и т.п.
Эти документы требуют быстрого развития среднего профессионального образования для сельских школьников.
Согласно закону КНР «Об образовании» все уровни образования (кроме обязательного 9-летнего) являются платными. С 1997 года стало платным и университетское образование. Однако теперь китайское правительство стремится к тому, чтобы каждому жителю деревни было доступно бесплатное (или сравнительно недорогое) образование в техникуме.
С 2003 по 2005 год правительство Китая вложило 5,8 миллиарда юаней в поддержку 2311 проектов для развития техникумов (из них тысяча приходились на сельскую местность).
Например, жители села, обучающиеся на первом и втором курсах СПТУ, получают от местных властей ежемесячную стипендию в 1500 юаней. Эта сумма дает возможность оплатить четырехместную комнату в студенческом общежитии. (Можно, впрочем, снять комнату на 8 человек за 800 юаней.)
С 2001 года число сельских школьников, поступающих в техникумы, удвоилось и достигло 6,4 миллиона учащихся в 2009 году.
Вот какой выбор сделали в 2009 году школьники из уезда Чансин провинции Чжэцзян. Провинция, которую называют «самой островной в Китае», расположена на юго-восточном побережье Китая, в дельте реки Янцзы. Раньше она была знаменита своим шелком и чаем (таким, как Цзы Сунь – «Пурпурные побеги бамбука»).
Сегодня Чансин – район с активно развивающейся экономикой: в 16 деревнях и поселках городского типа насчитывается 620 тысяч жителей, которые работают в машиностроении и электронике, легкой промышленности, металлургии и отраслях тонкой химии. Дети из уезда Чансин посещают 38 начальных школ, из которых 21 открыта в деревнях. Среди 17 средних девятилетних школ лишь 4 находятся в селах. Так что многим школьникам приходится ездить в ближайший поселок.
Еще в уезде Чансин есть средняя специальная школа для взрослых. Она занимается ликвидацией неграмотности. В 2009 году подобные школы закончили более 41 тысячи китайских крестьян. Согласно результатам Всекитайской переписи населения 1982 года в стране после десятилетия «культурной революции» (1966–1976) насчитывалось 230 миллионов неграмотных и малограмотных. Сегодня китайское правительство считает, что в сельской местности ликвидирована неграмотность. Однако школы для взрослых, учреждаемые местным сообществом, занимаются дополнительным образованием, повышением квалификации и т.п.
Учреждения профессионального образования представлены в Чансине тремя техникумами.
Есть в уезде и свой вуз, который является старшей школой. Это так называемый «краткосрочный вуз», где выпускники девятилетней школы могут учиться от 2 до 3 лет.
«Краткосрочные вузы» очень популярны в Китае, где еще в 1982 году высшим образованием могли похвастаться всего 1,6% населения.
Сегодня 61,4% китайских высших учебных заведений – это «краткосрочные» вузы. Однако даже за двухлетнее обучение в них надо платить. А крестьянам это не по карману.
Возможно, именно поэтому в высшей школе Китая насчитывается всего миллион семьсот тысяч сельских выпускников (7,15% от общего числа по стране). А в 2009 году согласно официальному статистическому справочнику в колледжи и «краткосрочные вузы» после окончания 9-летки поступили 595 318 сельских школьников (7,17% от всех студентов страны).
Более 85% китайских «краткосрочных вузов» являются аналогами американских «коммьюнити колледжей» или российских техникумов. Они готовят технических специалистов для местных предприятий, особенно в сельскохозяйственной сфере. Поэтому сельский школьник может получить направление на учебу.
Сельские выпускники 2009 года смогли воспользоваться инновацией уезда Чансин – образовательным ваучером для получения частного и профессионального образования. Поэтому они разделились на два потока: половина пошли в техникумы, половина – в уездный вуз.
Чем богаче культура китайской провинции, тем больше выпускников мечтают получить высшее образование. Но почти все сельские школьники стремятся в местный вуз. Учитывая китайские расстояния, родители даже предпочитают, чтобы этот вуз располагался у них в деревне!
Уезд Шэсянь, где проживают почти 500 тысяч жителей, расположен в провинции Аньхой, где до сих пор сохранились в первозданном виде древние дома и храмы. Здесь родился великий китайский педагог Тао-Синчжи (1881–1946), основавший в 1939 году Общество жизненного воспитания.
В 2009 году в Шэсянь работали три техникума, одна специальная школа для взрослых и целых пять вузов, которые располагались в поселках городского типа. В 2009 году из 2401 выпускника сельских школ лишь 36% решили продолжить обучение в вузах, а 32% предпочли поступить в техникумы.
Вокруг городка Ханьчэн в провинции Шэньси (на северо-западе Китая) расположены 13 деревень и 6 поселков городского типа. Из 396 тысяч населения здесь насчитывается 194 тысячи сельских жителей. Однако этот район, богатый историческими достопримечательностями (здесь родился знаменитый китайский историк и мыслитель Сыма Цянь (145 – 86 до н.э.), имеет ряд особенностей: например, почти все ОУ расположены в деревнях. Из 97 начальных школ и из 32 средних школ провинции только 5 находились в поселках городского типа. Зато из 5 вузов Шэньси 4 работают в сельской местности. Не удивительно, что в 2009 году из 2372 тысяч сельских выпускников только 35% пошли учиться в техникумы. Больше половины школьников поступили в пять местных вузов!