Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Ветров Максим

Курс на экологию

На старшей ступени может появиться новая естественно-научная дисциплина

В Общественной палате прошло заседание «круглого стола», посвященного проблемам экологического образования. Тема была поднята не случайно. 30 ноября 2010 года президент Дмитрий Медведев выступил с Посланием Федеральному собранию РФ, в котором он обозначил приоритеты развития государства  на ближайший период. В их числе – повышение роли экологического воспитания и образования, что, по словам главы государства, должно быть учтено в новых школьных стандартах.Призыв был услышан и воплощен в жизнь.

От экологической культуры – к экологической безопасности

Так, в стандартах для старших классов в образовательной области «Естественные науки» впервые появился предмет «экология».
Несмотря на то, что в структуре учебных планов начальной и основной школы такой предмет отсутствует, эксперты отмечают, что термины «экологическая культура», «экологическая безопасность» и другие производные от слова «экология» упоминаются достаточно часто и широко в самых разных дисциплинах.
Например, одна из целей обучения биологии в 5–9 классах – формирование экологического сознания и воспитание любви к природе, в том числе – «овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы».
В процессе изучения географии на этой же ступени у школьников должны быть сформированы «навыки и умения безопасного и экологически целесо­образного поведения в окружающей среде». Аналогичные задачи ставятся в курсах ОБЖ и обществознания.
Вообще стандарт впервые определяет такие составляющие, как здоровье школьников и их экологическая культура, в качестве важнейших результатов обучения.

Не более чем дань моде?

Но, вместо того чтобы порадоваться столь заметному прогрессу, специалисты говорят о том, что экологию в школу «не пущают» и всячески притесняют, а многочисленные упоминания в тексте ФГОС – не более чем декларации, дань моде.
Причем единого мнения о формате преподавания экологии среди специалистов не существует.
Например, заведующая кафедрой экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования (МИОО) Мария Аргунова убеждена, что нужно использовать ресурсы и потенциал всех предметов.
«Наша кафедра разрабатывает сквозной модуль по экологическому образованию с 1 по 11 класс, предусматривающий, что на заключительном этапе в каждом звене должен быть некий курс, обобщающий знания по экологии и устойчивому развитию. Это не только вопросы охраны природы и окружающей среды, но и взаимосвязь природы с экономикой»,– поясняет методист.
По ее мнению, в старших классах предмет «экология» должен преподаваться не только на базовом уровне, как это предлагается в нынешнем проекте стандарта, но и на профильном – по аналогии с химией, биологией, физикой.
Однако не все специалисты поддерживают эту идею, считая. что она не реализуется на практике и не встретит понимания в обществе.
 «Экология в старших классах – это не более чем пиар-акция: непонятно содержание этого предмета и кто его будет преподавать», – говорит доцент кафедры проблем устойчивого развития РХТУ им. Менделеева Екатерина Колесова, по мнению которой, «данная дисциплина не будет востребована старшеклассниками».
«Отдельный предмет не только не будет пользоваться спросом, но скорее всего будет повторять то, что уже есть в разных курсах. Поэтому его лучше интегрировать в другие дисциплины», – считает сотрудник МИОО Евгений Белаш.

Профильный «ликбез» для педагогов

При этом специалисты подчеркивают: ддя того чтобы экологическое образование – в каком бы виде и объеме оно ни вошло в школьную жизнь – не превратилось в пустой лозунг, необходим «экологический ликбез» для педагогов, поскольку разрыв между достижениями науки и познаниями учителей в этой сфере – катастрофический.
Первые шаги в этом направлении делаются уже сейчас.
Например, в Московском государственном педагогическом университете (МПГУ) с этого учебного года ввели предмет «основы экологической культуры» в объеме 72 часов – на всех факультетах, где готовят будущих учителей, включая преподавателей математики и гуманитарных дисциплин.
«Данный курс поможет педагогам ориентироваться в этой сфере, основываясь не на общих абстрактных представлениях, а на конкретных экологических законах. И каждый должен понимать, что незнание этих законов не освобождает от ответственности за их выполнение», – говорит профессор МПГУ Игорь Жигарев.
Не менее важным ресурсом, чем педагогическое образование, является повышение квалификации и переподготовка учителей по специальности «экология».
Как утверждает М.Аргунова, «потребность в этом есть, обращений со стороны учителей много». Это связано с резким сокращением часов на изучение естественно-научных дисциплин: например, по словам Аргуновой, для того чтобы набрать полную ставку, учитель химии вынужден работать в трех школах».

Будущее – за проектной деятельностью

Но очевидно, что экология в школу вводится не для того, чтобы обеспечить работой учителей химии и биологии, хотя сохранение педагогических кадров – это, бесспорно, важная социальная задача.
Гораздо важнее, по убеждению экспертов, привить школьникам интерес к окружающему миру, природе.
Участники «круглого стола» говорили о том, что идеи устойчивого развития многим представляются непонятными, надуманными, далекими от жизни. На самом деле их суть заключается в достижении баланса между потребностями человека и естественными возможностями планеты.
Пренебрежение законами природы приводит к самым трагическим, непоправимым последствиям.
Это и разлив нефти в Мексиканском заливе, и аномальная жара в Центральной России летом прошлого года. И множество великих озер, рек, морей, исчезнувших с географической карты.
Ученые считают, что этих катастроф удалось бы избежать, если бы люди с ранних лет учились любить и сохранять природу. Поэтому уроки экологии не должны превратиться в простую формальность, в противном случае учить будет некого и незачем….