ПОЗДРАВЛЯЕМ!
«Настоящий педагог – тот, кто прибыл из будущего, чтобы повести за собой в это будущее»
Из книг Шалвы Александровича Амонашвили
Родиться 8 марта в СССР ? почти судьба; может быть, поэтому в нашей
школе, по-женски сетующей порой на учеников, ? и заниматься
не хотят, и от рук отбились, и от начальства помощи нет, ? появился
однажды учитель-мужчина, исследователь, философ, содержательно
оптимистичный, заряженный на дело, на взаимодействие с детьми, на
радость и добро ? Шалва Амонашвили.
Среди педагогов-новаторов его отличал особый «педагогический
темперамент»; его педагогика строится от чувства, от переживания; они
становятся способом не просто понять ребенка, но и говорить с ним на
одном языке.
В школу, которая постулировала трудность учения (с непременной ссылкой
на Суворова), необходимость жесткого самовоспитания, самопеределки,
пришел человек, который реабилитировал счастье, радость, смех ? как
норму и учения, и жизни в целом.
Сегодня Шалва Александрович ? академик РАО, доктор
психологических наук, профессор; он возглавляет Лабораторию гуманной
педагогики, в собственном издательском доме выпускает труды выдающихся
педагогических мыслителей, объединенные в серию «Антология гуманной
педагогики». Педагогические работы Шалвы Амонашвили изучают во многих
профильных вузах; его имя известно самым разным людям, в том числе и
никак не связанным со школой.
А мы в честь юбилея Шалвы Александровича предлагаем вам совершить
путешествие на несколько десятилетий назад, открыть те книги, с которых
начиналась уникальная педагогика ? педагогика Амонашвили.
Мне кажется, что настоящий современный педагог – это не тот,
кто подталкивает своих питомцев к тому, к чему сам уже не имеет надежды
быть причастным, а тот, кто «прибыл» из будущего, чтобы воодушевить их
и повести за собой в это будущее, научить их утверждать идеалы будущего.
Дети – активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к
преобразованию. И если это так, то следует создать им организованную
среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о
последствиях, читает мораль, а такую, которая организовывает и
направляет их деятельность.
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо
принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться
самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
Способствовать взрослению ребенка в соответствии с его развивающимися
силами – значит делать его детство радостным, увлекательным,
эмоционально насыщенным. И наоборот: замедлять это движение к
взрослению путем предоставления ребенку полной свободы с той мнимой
логикой, что нельзя отнимать у него детство, значит, лишать его
истинного чувства переживания радости детства.
Сила воспитательного влияния зависит от того, насколько оно
индивидуально для раскрытия духовных сил и становления личностных черт
каждого отдельного школьника и насколько оно способно внушать общий дух
дружелюбия и доброты каждому из детей.
Опыт убедил меня в том, что впечатление – это сила, устанавливающая
погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и
возвышающим. Какие у ребенка создаются впечатления в организованном
нами воспитательном процессе – от этого будет зависеть направленность
его личностных ориентаций, мыслей и поведения.
Теперь я твердо следую той мысли, что духовный мир ребенка может
обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через
дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости,
через познавательный интерес; насильно обогащать этот мир равносильно
тому, что злонамеренно сажать райские яблоки в отравленную почву.
Первый принцип – это любить ребенка. Учитель должен излучать
человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать
гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только
ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно.
Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства,
игнорирования жизни ребенка.
Второй принцип (он вытекает из первого) – это очеловечить среду, в
которой живет ребенок. Очеловечение среды означает внимание ко всем
сферам общения ребенка с целью обеспечения ему душевного комфорта и
равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать
в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Кому объединять все
сферы общения ребенка? Учителю, кому же еще. Он должен внести ясность
во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.
Третий принцип – прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для
того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души,
приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка.
Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души возможно только
тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.
Я записываю заповедь, которой буду следовать с завтрашнего дня:
находясь в педагогическом цейтноте, часто буду вынужден за считанные
секунды решать сложнейшие задачи воспитания, способные менять всю
последующую жизнь ребенка. Я должен делать это без спешки и помнить,
что я ответствен за его судьбу.
Если учитель ленится вдумчиво, с полной отдачей сил и большой любовью к
детям планировать жизнь учащихся на каждый школьный день, на каждый
урок, то это обернется потом ленью десятков и сотен его учеников быть
внимательными на уроке, готовить домашние задания, выполнять
общественные поручения.
Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут
приступить не когда-нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в
осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким
неудачам, а к первым успехам.
Учитель должен знать все семейные тайны, связанные с ребенком, с его
судьбой, с его прошлым, всю деликатность родственных связей, характер
взаимоотношений в семье, могущих иметь влияние на воспитание. Он несет
моральную обязанность не разглашать эти тайны, ни с кем не делиться
ими, если это не будет вызвано необходимостью уберечь судьбу ребенка и
защитить его права от различного рода посягательств. Одновременно его
педагогическая совесть должна направлять его заботу о ребенке и общение
с ним с учетом доверенных или разгаданных самим тайн с целью
предотвращения возможных осложнений в жизни ребенка.
Воспитательный процесс прекращается с того и до того момента, пока
ребенок не понимает, почему с ним так поступили, пока он не согласен с
тем, как с ним поступили, и пока он озлоблен, что с ним так
несправедливо поступили.
Только духовная общность – и ничего, что может расколоть эту общность;
только взаимность сотворчества, сотрудничества – и ничего, что может
посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная в тончайших формах
педагогического мастерства, – и ничего, что может отравить ее; только
уважение и утверждение личностного достоинства – и ничего, что может
ущемить радость взросления в ребенке; и наконец, только оптимизм и
глубокое понимание ребенка – вот чем облагораживается наше
воспитательное поле.