КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Искусство социальной кройки
Когда одни пытаются присвоить право навязывать другим собственный дресс-код, речь идет вовсе не о моде
Однажды в кулуарах философской конференции в Оксфорде, среди ученой
публики в строгих костюмах и галстуках, появился странный персонаж в
шортах и с рюкзаком за плечами. Он явно ошибся адресом, и один из
участников решил ему помочь: «Боюсь, здесь собираются философы». «Я
боюсь того же самого», – отозвался человек в шортах. Его звали Людвиг
Витгенштейн. Кажется, больше никто из участников конференции не
удостоился титула первого философа ХХ века. Хотя все они были одеты
правильно. На этом можно бы и закончить все разговоры о том, что такое
дресс-код и действительно ли он так важен. Но отношение к тому, кто и
как одет, действительно открывает тайны национального подсознания.
Больше, чем дресс-код
В последнее время нашей одеждой и внешним видом кто только не
озаботился: научить россиян одеваться (а заодно – стричься,
причесываться, краситься) обещают православная церковь и телеведущие
Первого канала, писатели-юмористы и политики. Как будто у всех этих
людей и общественных институтов, которые они представляют, нет других,
более важных дел, чтобы следить за тем, что сограждане ходят в
мини-юбках или тренировочных штанах.
Хотя, может быть, и правда нет и для них, и для нас ничего более
важного. Потому что, как и многое другое, дресс-код у нас «больше,
чем…».
Ни тулупов, ни азямов
Россия – пожалуй, единственная страна, которую насильственно переодели.
Общенациональный дресс-код у нас однажды уже вводили, специальным
царским указом, когда горожанам всех сословий, кроме духовного, было
предписано «носить платье Немецкое верхнее Саксонския и Французския, а
исподнее камзолы и штаны и сапоги и башмаки и шапки Немецкия, и ездить
на Немецких седлах… А буде кто с сего Его Величества Государя указу,
станут носить платье и штаны и сапоги и башмаки и шапки Русские и
Черкесские кафтаны и азямы и тулупы, также и на Русских седлах ездить:
с тех людей в воротах целовальникам имать пошлина, с пеших по 13 алтын
и 2 деньги, с конных по 2 рубли с человека; также и мастеровые люди
станут делать и в рядах торговать: и тем людям за ослушание их, учинено
будет жестокое наказание». К учиненным жестоким наказаниям относилось,
видимо, и показательное битье плетьми. Публичное вырывание бород «с
кровью» и укорачивание длинных одежд «до пупа» с помощью топора
считалось и не наказанием даже, а так – воспитательной мерой. Но
«перерождение умов посредством штанов и кафтанов», по гениальной
формулировке Ключевского, как было, так и осталось с петровских времен
одной из главных отечественных утопий. Способность одежды выражать
некие смыслы, быть своеобразным языком проявляется, да и то далеко не
всегда, если эти смыслы есть. Люди, носившие одежды галантного века в
Европе, уже задумывались над тем, что такое свобода, равенство,
братство, цивилизация и прогресс, права человека и гражданина, наконец.
Русские люди, наспех и под угрозой наказания переряженные в те же
одежды, вынесли из нового дресс-кода главный опыт – такая обыденная
сторона жизни, как смена гардероба, может стать еще одним способом
унижения человеческого достоинства. Одежда оказалась прекрасным
проводником насилия в повседневность.
Ненаказуемые преступления
Это, конечно, не повод валить все наши проблемы на Петра Первого. Или,
скажем, на советскую власть. Вся история человечества – вечный конфликт
сил, подавляющих личность, и личности, сопротивляющейся этим силам,
конфликт человека с механизмами расчеловечивания. Просто внутри этой
общей банальной схемы у нас есть свое уникальное место.
Так получилось, что русскому человеку всегда есть с чем сравнивать. Что
такое обрезанные полы и выдранные бороды по сравнению с тысячами
смертей на строительстве одного только Петербурга? Да и что такое эти
смерти на фоне тогдашней истории, если заглянуть на полтора столетия
назад, а там – опричнина, Новгород, утопленный в крови… И уж тем более
смешно говорить о страданиях юных стиляг и хиппи, которых ловили и
стригли под дружный комсомольский гогот. Или о слезах тринадцатилетней
девочки, которую волоком, за шиворот, завучиха тащит в туалет – смывать
несмывающуюся французскую тушь. Все эти мелочи – смех, если учесть, что
происходят они в стране, где 20–30–40 лет назад был ГУЛАГ. Как и многое
другое: любое «тащить и не пущать», оплеуха ребенку или оскорбительное
слово – ничто на фоне всеобъемлющего насилия, через которое прошла
нация на своем историческом пути.
Бытовые, повседневные преступления против личности в такой системе
отсчета неразличимы, а потому ненаказуемы в принципе. И наверное, в
этом истинные корни отечественного хамства, отечественной бестактности,
отечественной невоздержанности на слова и действия. Наш хам невинен,
как младенец или животное, – он не осознает, что творит. Его главный
аргумент: «А что я сделал (сказал) такого?» И это правда, потому что
его представленная о таком отличаются от мировых стандартов.
Что это на тебе напялено?!
В книге воспоминаний Ирэн Андреевой, одной из создательниц советской
модной индустрии, есть эпизод из 60-х годов, когда до СССР докатилась
мода на сапоги-чулки. Дело было на всесоюзном семинаре по направлениям
моды, председательствовал замминистра легкой промышленности, а сама
Андреева должна была делать доклад, то есть пришлось выйти к трибуне.
«И вот во время моего короткого марша замминистра увидел на мне
чудо-сапоги. Ничуть не стесняясь полного зала специалистов – человек
600–700, съехавшихся из всех республик, – и включенного
микрофона, он закричал мне вслед: «Что это на тебе напялено?» С нами,
холопами, всегда на «ты». Видимо, чтобы место знали. «Где?» – «Да на
ногах, я спрашиваю?!» – «Сапоги-чулки, разве вы таких еще не
видели?» – «Вон со сцены! Иди переодень что-нибудь приличное, тогда
будешь доклад делать!»
В конце концов выступить все же разрешили, показ новых моделей прошел
на ура, и даже грозный зам сменил гнев на милость настолько, насколько
вообще на это был способен. Но сама ситуация – узнаваема до слез.
Здесь работает национальная культурная норма, причем не в книжке по
этикету записанная, а реальная. Согласно этой норме нет ничего такого в
том, чтобы сделать замечание по поводу внешнего вида. Да еще публично.
Да еще незнакомому человеку. И даже в обращении на «ты» только
воспаленное воображение нервной дамочки может усмотреть презрение
барина к холопу. Это уж скорее отеческое желание поучить, а тут –
подумаешь, какие мы нежные…
Каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал по отношению к себе
бессмертное «что это на тебе напялено» (варианты – «как ты подстрижен,
посмотри на себя», «куда это ты так размалевалась», «тебе это не
идет»). Неудивительно будет, если при этом едва ли не каждый второй эти
слова произносил в сходных обстоятельствах.
Интересно, приходило ли кому-нибудь в голову, что поймать человека на
улице и насильно постричь или грубо одернуть в присутствии других людей
– все это вещи наказуемые? Притом наказуемые в самом конкретном смысле
– без всяких кивков на Божий и высший нравственный суд. И за то и за
другое и по советским законам можно было привлечь к административной
хотя бы ответственности, а то и к уголовной. А сейчас тем более можно.
Много ли было таких обращений?
Обвиняются жертвы
Если верить недавним заявлениям о. Всеволода Чаплина, которые
наделали столько шума, униженные-оскорбленные виноваты сами.
Оказывается, жертвы изнасилований провоцируют насильников тем, что не
соответствуют их представлениям о том, как должна быть одета
«настоящая» женщина, то есть их представлениям о дресс-коде. А уж если
мы перейдем на наш микроуровень ненаказуемого насилия, то сама героиня
сюжета спровоцировала большого начальника на оскорбительное поведение,
потому что нарушила законы советского дресс-кода. Тем более она была
злостной нарушительницей. В ее книге полным-полно похожих историй: как,
например, еще в 70-е годы на совещания в министерство в брюках не
пускали (и не в джинсах, а в деловом брючном костюме). Так тоже сама
виновата – надо было юбку надеть…
И вообще – народ сам виноват. Катастрофически не умеет одеваться.
Пожалуй, до всеобщего оживления разговоров на темы «общенационального
дресс-кода» и памятного заявления представителя церкви, кое с чем
хотелось бы и согласиться и даже кое о чем позлословить вслед за
ревнителями хорошего вкуса. И вот теперь я ловлю себя на том, что
ничего не скажу ни о мини-юбках на очень корпулентных и очень не юных
дамах, ни о стразах, ни о каблуках-шпильках и колготках в сеточку, ни о
пресловутых «трениках», резиновых шлепанцах и «бермудах», и вообще – ни
о чем цветастом, блестящем, кричащем. Ну кроме того, что все это есть.
И если это кто-то носит, то пусть носит. До тех пор, пока не
разонравится и не придет в голову надеть что-то другое. Причем именно
само придет, по внутреннему убеждению, а не потому, что кто-то сказал
«нельзя». Или, что еще веселее, – «я тебя больше не люблю, потому что
ты так одеваешься…»
Дресс-код нелюбви
Предъявлять претензии создателям телепередачи «Модный приговор» в том,
что они назвали свою программу именно так, смысла нет. Как и
большинство российских развлекательных проектов, это аналог, в
настоящем случае – американского телешоу «Суд моды». С той только
разницей, что отечественный и американский телезритель совершенно иначе
воспринимает судебную власть и ее функции.
Средний американец (или европеец) привык через суд доказывать свою
точку зрения и защищать свои права. Наш человек идет не в суд, а именно
«на суд» – за приговором, который падает на его голову, как карающий
топор. В отечественном сознании суд – не место установления истины, а
часть системы наказаний, сросшаяся с ней раз и навсегда.
Понятно, что изначально никто ни о чем подобном не думал, да
и в целом – велик ли спрос с телешоу, выходящего в дневное время.
Разумеется, это всего лишь игра и не более того. Каких только игровых
судов не помнит история прошлого века – суды и над литературными
героями, и над религией, и над мировым империализмом.
И все же – суд игрушечный, а терминология вполне настоящая: обвиняемый,
обвинитель, защитник. Обвиняют, как правило, близкие люди. Дочь
обвиняет мать: одевается не по возрасту. Муж – жену: не умеет красиво
одеваться, я готов с ней развестись (серьезная причина – кивает жюри,
то, что в этом браке есть маленький ребенок, причину менее серьезной не
делает). Молодой человек бросил подругу, потому что она одевается не
так, как ему хочется. Ради правил игры можно и умолчать, что
разводятся, скандалят, бросают друг друга только по одной причине –
потому что не любят. Любимого человека принимают таким как есть, даже
если он одет – нелепее не придумаешь, это только добавляет нежности. Но
об этом тоже пусть никто лишний раз не задумается.
«И что же вам мешало изменить ее по своему образу и подобию?» –
участливо спрашивает сторона обвинения у «истца», бросившего подругу.
Впрочем, по только им известному образу и подобию девушку изменяют
невидимые миру, как боги, стилисты. Девушка ступает на подиум в новой,
неудобной и непривычной, одежде на негнущихся ногах. Дальше – публичное
обсуждение того, что «напялено». Но потом-то все будет хорошо. Любимый
вернется, а может быть, он уже и не понадобится, потому что такая
красавица достойна другого мужчины. Сразу, как в сказке, состоится
карьера. А что еще нужно для карьеры – только соответствие правильному
дресс-коду. «Надо же, получился совсем другой человек!» – умилится
телезритель – на 99 процентов телезрительница, оторвавшись от
экрана, и будет абсолютно права. Только что на глазах у всех человека
дружно заставили перестать быть собой. А собственно, что такого?
Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «BaonShop.Ru». Если вы решили приобрести качественный и стильный женский плащ, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «BaonShop.Ru». На сайте, расположенном по адресу www.BaonShop.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать женские плащи по выгодным ценам. В интернет-магазине «BaonShop.Ru» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.