О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Возраст младших школьников наиболее благоприятен для развития качеств,
на которых основываются психологические механизмы управления
собственной деятельностью. Но учебный процесс в начальной школе обычно
строится таким образом, что у детей развивается только умение
выслушивать разъяснения взрослого и учитывать его замечания. А вот
проявление учениками самостоятельности и инициативности, как правило,
стимулируется слабо.
В связи с этим психологи Нижегородского педагогического института
разработали систему специальных мер по развитию саморегуляции, которые
учителя могут использовать на занятиях. Разработка представлена в
статье Елены Мамоновой
«Изучение особенностей развития личностной саморегуляции младших
школьников» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 1 за 2011 год). В
частности, автор рекомендует педагогам предоставлять детям на уроках
возможность самим выбрать одно решение из нескольких готовых и
обосновать свой выбор. Перед выполнением какого-либо задания дать время
на то, чтобы школьники оценили в письменной форме, что им будет сделать
легко, а что трудно. Предложить ученикам из нескольких заданий выбрать
те, которые они могут решить самостоятельно, а после их выполнения –
обратиться к тем заданиям, в которых нужна помощь: пусть оценят, какая
конкретно помощь требуется.
По данным социологических опросов, 70% педагогов в той или иной мере
испытали на себе воздействие психологического террора. Термин
«психологический террор», или «моббинг» был введен шведским ученым
доктором Ханцем Лейманом. Доктор Лейман охарактеризовал моббинг как
«систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного
или нескольких человек, направленное против другого человека». В
педагогических коллективах, как пишет кандидат психологических наук
О.Семиздралова в статье
«Психологический террор на рабочем месте. Как его предотвратить?»
(«НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2011 год), моббинг чаще
всего выражается в том, что к предложениям «жертвы» не желают
прислушиваться, повышают голос, предъявляют завышенные требования,
обвиняют в некомпетентности.
Автор подчеркивает, что «кампания» в большинстве случаев начинается
против новенького. Логика здесь проста: «его предшественник хоть как-то
справлялся со своими обязанностями, а этот совершенно ничего не умеет».
В публикации Семиздраловой описываются причины психологического террора
и основные типы «агрессоров»: людей, склонных к моббингу.
Заключительная часть статьи посвящена способам преодоления моббинга.
Один из приемов, который помогает справиться с моббингом, заключается
в… ведении дневника. Конечно, это требует внутренней дисциплины, но
помогает проанализировать и понять взаимосвязь событий, взглянуть на
них со стороны, что бывает очень полезно в подобной ситуации.
Анализ и оценка планов воспитательной работы классных руководителей в
большинстве случаев становится рутинной и формальной процедурой. Как
правило, она не вызывает положительных эмоций ни у представителей
школьного менеджмента, ни у самих авторов планов. Последних больше
всего раздражает субъективизм оценочно-аналитических суждений
администраторов.
Чтобы хоть в какой-то степени избавиться от подобного субъективизма,
сотрудники кафедры теории и методики воспитания Псковского областного
ИПКРО разработали специальную «систему критериев и показателей
воспитательной работы классного руководителя».
Эта система представлена в статье заведующего кафедрой теории и
методики воспитания Е.Степанова «Критерии
анализа и оценки плана воспитательной работы классного руководителя»
(«ЖУРНАЛ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»,
№ 1 за 2011 год).
Система включает в себя пять основных критериев: системность,
индивидуальность, оптимальность, полезность и открытость. Например,
критерий индивидуальность предполагает, что конкретный план должен как
минимум чем-то отличаться от подобного документа коллеги, работающего в
параллельном классе. А под открытостью понимается относительная
незавершенность плана воспитательной работы, возможность внесения в
него дополнений и изменений. По мнению Степанова, план работы классного
руководителя «может заполняться постепенно, представлять собой синтез
прогностических и дневниковых записей».