Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Л.А.Даринская
Технологии педагогического мастерства
СПб.: НОУ СОШ «Экспресс», 2010

Книга выстроена и написана очень рационально и компактно. В ней содержатся инновационные педагогические технологии, без которых трудно представить себе работу современной школы. Но учителя, взявшиеся их осваивать, иногда вынуждены «клевать по зернышку»: что-то узнавать на курсах повышения квалификации, что-то из журналов, учебников, рассказов коллег. Здесь же технологии четко систематизированы, подробно описаны суть каждой, принципы, инструментарий. Они разделены на три модуля: «Дидактическое мастерство», «Искусство взаимодействия» и «Лаборатория педагогического опыта».
В первом собраны технологии: проблемного обучения, разработки учебного проекта, сопровождения исследовательской деятельности учеников. Во втором рассматриваются организация педагогического общения, проектирование диалогической формы организации учебного занятия и коммуникативные технологии. Третий расскажет о том, как проводить мастер-класс, анализировать педагогическую ситуацию и проводить самопрезентацию.
В описании каждой технологии автор приводит помимо целей и пошагового алгоритма практические рекомендации. Например, на что нужно обращать особенно пристальное внимание при анализе педагогической ситуации, при прогнозировании ее развития; каких промахов следует избегать.
Надо сказать, что лучше воспринимаются те главы, где теоретическая схема подкрепляется примерами: стенограммами, описанием реальных ситуаций.

Педагогика межнационального общения
М.: Гардарики, 2004

Опытные посетители книжных магазинов с некоторой опаской и недоверием относятся к вузовским учебникам по педагогическим дисциплинам: по ним можно готовиться к экзаменам, но с практикой эти сухие, перегруженные терминами тексты соотносятся мало. Эта книга – одно из счастливых исключений. Она может оказаться полезной и – мало того – интересной для тех, кто давно сдает свои «экзамены» в классе, причем каждый день. И сталкивается при этом с вопросами, по-настоящему трудными. Например, с работой в классе, где учатся дети разных национальностей.
Можно сколько угодно призывать ребят к толерантности, рассчитывать на тактику «плавильного котла», где все потихоньку перемешиваются и образуют однородное сообщество, но хорошо бы при этом не закрывать глаза на этническую идентичность, знать об особенностях культур тех народов, чьи представители сидят за партами.
В книжке собраны примеры этнопедагогики разных народов России – от Северного Кавказа до Крайнего Севера. Захватывающе интересно читать о том, как у того или иного народа складывался целый комплекс «воспитательной работы», в который входили обряды, фольклор, традиционный уклад. Эта многослойная культурная среда пропитывала жизнь ребенка с рождения и обеспечивала воспроизводство определенного типа мышления, закладывала основы отношения к труду, семье, своему народу, природе: «С ранних лет человек приучался, копируя взрослых, относиться с уважением к деревьям, родникам, озерам… Не разрешалось пить воду, припав к роднику ртом, – станешь жадным; пить надо было, черпая воду ладонью. Попил – в благодарность брось хотя бы листочек». Поневоле задумаешься, насколько эффективны наши разовые воспитательные мероприятия…
Кроме того, учителю, работающему в многонациональном классе, наверняка пригодится информация об обычаях и традициях, которые до сих пор могут определять повседневное поведение носителей той или иной культуры. Это поможет избежать многих конфликтов и недопонимания. Практические рекомендации можно найти в главе «Методика работы учителя по воспитанию культуры межнационального общения у школьников».