Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Суксова Виктория

Найти свое место в школьном коллективе

Трудности, сомнения и разочарования первых месяцев работы

У многих выпускников педагогического института есть и энергия, и интерес, и желание работать, но через какое-то время, в среднем через год, у многих этот первоначальный запал куда-то исчезает. Есть предположение, что надежды и мечты разбиваются о реалии современной школы и тонут в рутине не разрешающихся годами «школьных» проблем.

Молодо-зелено

Трудности могут начаться с того, что на работу молодого учителя возьмет далеко не каждая школа, по крайней мере в Москве, и придется потратить время и усилия на поиск подходящего места. Предпочтения все же отдаются специалистам со стажем и опытом. Поэтому даже при успешном окончании учебы в вузе мало вероятности попасть на очень престижное место, и приходится смириться с должностью учителя в обычной школе. А это потенциальное первое разочарование.
К такому положению вещей неплохо подготовить себя заранее. Некоторые студенты, к примеру, пытаются завязать контакты во время практики с понравившейся школой, договориться о какой-то исследовательской работе или посильной помощи. Это дает больше шансов на постоянную работу после окончания вуза.

Как стать «своим»

После перипетий с устройством начинается осваивание новой территории, знакомство с коллективом и детьми. И тут проблемы могут возникать во всех направлениях. Отношения с коллегами выстраиваются далеко не сразу, первое время может возникнуть ощущение изоляции, непонимание, к кому и по какому вопросу можно обратиться, как делить кабинет, если он общий. Если молодой учитель достаточно контактен, он скоро найдет себе поддержку среди старших коллег. Традиционные для многих школ «чаепития», «учительские посиделки» – это пространство для налаживания неформального общения, ими не стоит пренебрегать.
Иногда новый учитель занимает позицию «я работаю с детьми, остальное меня не касается» или «я здесь только веду свой предмет», после уроков сразу же уходит по своим делам. Это может быть связано, в частности, и с тем, что ему в целом не нравится школьная система или традиционно женский школьный коллектив с его особыми отношениями. Такое поведение воспринимается со стороны как высокомерное или как не заинтересованное и отталкивает коллег.
Нацеленность молодого специалиста на успешное преподавание своего предмета в ущерб коллегиальной и командной работе через какое-то время иногда сказывается и на энтузиазме самого учителя, ведь при столкновении с проблемой ему просто не к кому обратиться. Может возникнуть разочарование в себе и в школе. К сожалению, у нас во многих вузах пока учат работать с коллективом, но не учат работать в коллективе. По большей части учитель – это тот, кто остается один на один с классом, один заполняет документацию, один готовится к уроку. Такая особенность профессии подталкивает учителей объединяться в неформальные поддерживающие группы. Тем не менее среди большого числа учителей с трудом идет целенаправленная групповая работа педколлектива.

Энтузиазм и формализм – «две вещи несовместные»

В связи с тем, что многие групповые мероприятия типа педсоветов носят формальный характер, молодые специалисты относятся к ним как к неизбежному злу, идут туда с неохотой. Отсутствие смысла для участника такого мероприятия отрицательно сказывается на мотивации, на понимании личного вклада в развитие школы, ведет к развитию позиции «смирившегося» или «жалобщика», который обвиняет систему, государство, начальство, детей и неправильных родителей. И та и другая позиция не имеет ничего общего с творчеством и изначальным энтузиазмом.

Клеймо оценки

Еще одна специфическая проблема, с которой молодой специалист может столкнуться в школе, – проблема оценивания. Ведь оценка и отметка – один из основных инструментов взаимодействия учителя с учеником, способ влияния. Эта же система оценивания распространяется и на учителей: «это вы плохо сделали», «а тут вы проявили некомпетентность», «ну, ты молодец, не то что в прошлый раз». Коллеги обязательно заметят и ваш внешний вид, и стиль и манеру поведения, а при случае не преминут сообщить об их несоответствии принятому дресс-коду школы. Оценочность сама по себе создает небезопасную атмосферу, где тебя могут оценить и позитивно и негативно, поэтому возникает желание максимально защититься и не подпускать к себе слишком близко. Кроме того, оценочность достаточно «заразна», и новый учитель тоже включается в оценивание других, легко начинает раздавать «ярлыки» как детям, так и коллегам, ведь надо же как-то защищаться.
Молодые учителя хоть и опасаются приглашать на свои открытые уроки коллег, но все же у них есть статус «молодого специалиста», в котором позволено ошибаться и «недотягивать». Проработав какое-то время, уже сложнее слышать жесткие комментарии, которые часто порождают злость и обиду, развивают неуверенность в себе, нежелание делиться своими трудностями, замкнутость. Молодому учителю стоит быть готовым к тому, что его на обсуждении уроков, и не только на них, могут начать поучать, наставлять на путь истинный, «по-дружески» критиковать.
Перечисленные потенциальные трудности связаны лишь со «средой обитания», а ведь еще столько подводных камней при встрече с новым классом и с родителями учеников. Поэтому молодому специалисту очень пригодятся в первые месяцы работы гибкость, оптимизм и способность к адаптации.