В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Найти свое место в школьном коллективе
Трудности, сомнения и разочарования первых месяцев работы
У многих выпускников педагогического института есть и энергия,
и интерес, и желание работать, но через какое-то время, в среднем через
год, у многих этот первоначальный запал куда-то исчезает. Есть
предположение, что надежды и мечты разбиваются о реалии современной
школы и тонут в рутине не разрешающихся годами «школьных» проблем.
Молодо-зелено
Трудности могут начаться с того, что на работу молодого учителя возьмет
далеко не каждая школа, по крайней мере в Москве, и придется потратить
время и усилия на поиск подходящего места. Предпочтения все же отдаются
специалистам со стажем и опытом. Поэтому даже при успешном окончании
учебы в вузе мало вероятности попасть на очень престижное место, и
приходится смириться с должностью учителя в обычной школе. А это
потенциальное первое разочарование.
К такому положению вещей неплохо подготовить себя заранее. Некоторые
студенты, к примеру, пытаются завязать контакты во время практики с
понравившейся школой, договориться о какой-то исследовательской работе
или посильной помощи. Это дает больше шансов на постоянную работу после
окончания вуза.
Как стать «своим»
После перипетий с устройством начинается осваивание новой территории,
знакомство с коллективом и детьми. И тут проблемы могут возникать во
всех направлениях. Отношения с коллегами выстраиваются далеко не сразу,
первое время может возникнуть ощущение изоляции, непонимание, к кому и
по какому вопросу можно обратиться, как делить кабинет, если он общий.
Если молодой учитель достаточно контактен, он скоро найдет себе
поддержку среди старших коллег. Традиционные для многих школ
«чаепития», «учительские посиделки» – это пространство для налаживания
неформального общения, ими не стоит пренебрегать.
Иногда новый учитель занимает позицию «я работаю с детьми, остальное
меня не касается» или «я здесь только веду свой предмет», после уроков
сразу же уходит по своим делам. Это может быть связано, в частности, и
с тем, что ему в целом не нравится школьная система или традиционно
женский школьный коллектив с его особыми отношениями. Такое поведение
воспринимается со стороны как высокомерное или как не заинтересованное
и отталкивает коллег.
Нацеленность молодого специалиста на успешное преподавание своего
предмета в ущерб коллегиальной и командной работе через какое-то время
иногда сказывается и на энтузиазме самого учителя, ведь при
столкновении с проблемой ему просто не к кому обратиться. Может
возникнуть разочарование в себе и в школе. К сожалению, у нас во многих
вузах пока учат работать с коллективом, но не учат работать в
коллективе. По большей части учитель – это тот, кто остается один на
один с классом, один заполняет документацию, один готовится к уроку.
Такая особенность профессии подталкивает учителей объединяться в
неформальные поддерживающие группы. Тем не менее среди большого числа
учителей с трудом идет целенаправленная групповая работа педколлектива.
Энтузиазм и формализм – «две вещи несовместные»
В связи с тем, что многие групповые мероприятия типа педсоветов носят
формальный характер, молодые специалисты относятся к ним как к
неизбежному злу, идут туда с неохотой. Отсутствие смысла для участника
такого мероприятия отрицательно сказывается на мотивации, на понимании
личного вклада в развитие школы, ведет к развитию позиции
«смирившегося» или «жалобщика», который обвиняет систему, государство,
начальство, детей и неправильных родителей. И та и другая позиция не
имеет ничего общего с творчеством и изначальным энтузиазмом.
Клеймо оценки
Еще одна специфическая проблема, с которой молодой специалист может
столкнуться в школе, – проблема оценивания. Ведь оценка и отметка –
один из основных инструментов взаимодействия учителя с учеником, способ
влияния. Эта же система оценивания распространяется и на учителей: «это
вы плохо сделали», «а тут вы проявили некомпетентность», «ну, ты
молодец, не то что в прошлый раз». Коллеги обязательно заметят и ваш
внешний вид, и стиль и манеру поведения, а при случае не преминут
сообщить об их несоответствии принятому дресс-коду школы. Оценочность
сама по себе создает небезопасную атмосферу, где тебя могут оценить и
позитивно и негативно, поэтому возникает желание максимально защититься
и не подпускать к себе слишком близко. Кроме того, оценочность
достаточно «заразна», и новый учитель тоже включается в оценивание
других, легко начинает раздавать «ярлыки» как детям, так и коллегам,
ведь надо же как-то защищаться.
Молодые учителя хоть и опасаются приглашать на свои открытые уроки
коллег, но все же у них есть статус «молодого специалиста», в котором
позволено ошибаться и «недотягивать». Проработав какое-то время, уже
сложнее слышать жесткие комментарии, которые часто порождают злость и
обиду, развивают неуверенность в себе, нежелание делиться своими
трудностями, замкнутость. Молодому учителю стоит быть готовым к тому,
что его на обсуждении уроков, и не только на них, могут начать поучать,
наставлять на путь истинный, «по-дружески» критиковать.
Перечисленные потенциальные трудности связаны лишь со «средой
обитания», а ведь еще столько подводных камней при встрече с новым
классом и с родителями учеников. Поэтому молодому специалисту очень
пригодятся в первые месяцы работы гибкость, оптимизм и способность к
адаптации.