Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Жукова Наталия

Молодой учитель на пороге школы

Профессиональные мотивации начинающих педагогов

«Вот уйдем мы на пенсию, кто с вами работать будет?» – туманно угрожают в особо неудачные дни признанные и всеми любимые учителя, без которых школу трудно представить. И ведь в самом деле уйдут. Когда-нибудь. А вместо них…
О том, что в педагогических вузах близится выпуск, дальновидные директора школ уже подумывают. Присматривают себе будущие кадры во время педагогической практики. А иногда и с тревогой поглядывают на тех молодых коллег, что отработали в школе полгода, но явно не прижились. Останутся ли? А может, и хорошо, если не останутся…
Иногда опытным учителям и управленцам кажется, что они совсем не понимают молодежь, приходящую работать в школу. Это и понятно – поколенчески они ближе к старшеклассникам, чем к коллегам. Так какие же они, молодые учителя? Кто приходит на смену старой гвардии?

Портрет на фоне поколения

Что привлекает молодых людей в работе педагога, несмотря на невысокий уровень заработной платы и непрестижность профессии? Психологическая служба РГПУ им. А.И. Герцена начала исследование проблем профессиональной самореализации молодых педагогов, опросив несколько десятков начинающих учителей.
Социологи отмечают, что сейчас большинство молодых работников уверены в своих способностях, амбициозны, ориентированы на быстрый карьерный рост, высокий заработок и социальный статус.
Молодые люди, ориентированные на работу в сфере образования, на этом фоне выглядят несколько иначе: для них важно приносить пользу, решать задачи, которые значительно влияют на общество в целом и его будущее: «Работа очень важная и нужная для общества», «От воспитательно-педагогической деятельности зависит будущее наших детей». Служение как мотив педагогической деятельности присутствует почти у всех молодых педагогов, а четверть из них считают его основным для самореализации в профессии.
У молодых педагогов, в отличие от их сверстников в целом, меньше выражено стремление соперничать, соревноваться, поэтому им не так страшно в чем-то ошибаться. Хотя у них и выражена потребность в одобрении, все же социальный «неуспех», отсутствие «джентльменского набора» – дом-машина-дача – не воспринимается как трагедия. Мышление молодых педагогов не так стереотипно, как у их сверстников; они реже оценивают людей по категоричному принципу «черное–белое», особенно по мере накопления профессионального опыта.

Сходство

В чем молодые педагоги похожи на своих сверстников? В своей деятельности они ценят широкие возможности для творчества, так как здесь важен индивидуальный подход к ученикам, нет готовых рецептов. Педагогика сродни искусству. Однако для молодых педагогов, как и для их сверстников, важно соблюдать баланс между работой, профессиональной деятельностью и личной жизнью, хобби. В их возрасте очень важно поддерживать личные отношения, создать семью. Это существенный момент, в том числе и для успешной профессиональной деятельности.

…и отличие

Но все же в сфере образования можно найти гораздо больше самоотверженных, альтруистичных молодых людей, чем в банках или офисах. При этом профессия педагога привлекает людей, ориентированных на возможность стабильно работать длительное время, получить определенные социальные гарантии.
Около половины молодых педагогов утверждают, что ими в работе движут удовольствие, интерес, радость, любовь к детям: «Невозможно выразить то удовлетворение, когда ты передаешь знания ученику и видишь успешность своей работы». Дети привносят в жизнь педагога свое, новое, у них многому можно научиться. Например, ученик сам решил задачу совершенно новым способом. Молодой учитель говорит об этом: «Такие моменты, когда дети в чем-то тебя превосходят, – самые приятные в жизни учителя».

Дорога в школу

Пути прихода в профессию педагога совершенно разные. Прежде всего это одна из немногих профессий, о которых у всех есть достаточно отчетливое представление, потому что все сталкивались с учителями в школе. Поэтому многие поступают в педагогические колледжи, вузы вполне сознательно. В том числе это может происходить под влиянием семейных традиций или по примеру школьных учителей.
Другие приходят в педагогическую профессию почти случайно. Есть и те, кто всегда мечтал о педагогической деятельности: «Огромное желание работать за любые деньги, в любой удаленной части города и вообще как угодно и с кем угодно!!!» На призвание как причину выбора профессии указывают четверть молодых специалистов образования. Иногда они настолько вживаются в свою профессиональную роль, что не могут себя представить в какой-либо другой деятельности: «Не вижу себя в другой профессии», «Не умею больше ничего делать».
Иногда молодыми педагогами движет стремление преодолевать трудности, испытать себя. В этом случае низкая зарплата и непрестижность могут даже не оттолкнуть, а наоборот, привлечь тех, кто предпочитает ставить перед собой сложные цели, действовать не по шаблону.