Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Витковский Анатолий

Потенциал педагога или административный ресурс?

Два подхода к школьным преобразованиям

При сравнении концепции технологии развития школы как института с российскими практиками модернизации обнаруживается, что это два принципиально разных подхода к преобразованиям. И главные различия лежат в области культуры, в сфере укоренившихся в образовательных сообществах ценностей и типов отношений. Хотелось бы обратить внимание на несколько, с нашей точки зрения, наиболее существенных моментов.

Первое отличие заключается в том, какое значение придается комфортности образовательной среды. Для сторонников ТРШ именно комфортность среды – главный показатель и ориентир развития школы. В отечественных же практиках внедрения новаций на первом плане практически всегда стоит результат (часто достаточно формальный). Как говорит Инна Зеленко, «мы еще не пришли к той ситуации, когда обеспечение комфортности в школах считается такой же важной задачей, как и достижение высоких образовательных результатов. Мы многое делаем на надрыве, за счет здоровья, как своего собственного, так и здоровья детей».
Следующий момент. В ТРШ основная ставка делается на мотивацию школьных администраторов и учителей. Фактор мотивации определяет целесообразность и направленность конкретных преобразований. И что особенно важно: в концепции ТРШ заложен не просто учет интересов педагогов, а специальная работа с мотивацией. Главный же механизм мотивирования в том, что учителям предоставляется право самим решать, что и как они хотели бы изменить в своей школе. Возможность самостоятельно конструировать, прояснять и воплощать в жизнь образ желаемого будущего увлекает и окрыляет, в отличие от распространенного у нас подхода, когда учителям ставят задачу, прописывают все стадии ее выполнения, а затем пытаются проконтролировать каждый этап.
Показательно, что в школах Мюнстера говорят: «У нас учителей не учат, учителя – учатся». Это значит, что педагогам не навязывают новые программы и методики, они сами начинают их осваивать, когда возникает такая потребность.
Третье. Принцип ТРШ: развитие школы должно происходить «изнутри», за счет реализации внутреннего потенциала педагогов. А у нас модернизация проводится в основном за счет административных ресурсов. И вопрос: как конкретные «модернизационные» шаги будут восприняты в школах, интересует разработчиков, судя по всему, в последнюю очередь. Самое поразительное, что результат этой практики очевиден всем, и чиновникам в том числе: на педагогических форумах о массовой имитации инноваций в школах сегодня не говорит только ленивый.
Еще одно принципиальное отличие: в системе образования Мюнстера самостоятельность в широком смысле – самостоятельность школ, педагогов, детей – это не просто декларация, это главная ценность и цель. Не случайно в Мюнстере сейчас идет эксперимент по открытию так называемых свободных школ, которые могут сами определять, чему и как учить. Когда управленцы доверяют педагогам, то и педагоги начинают больше доверять детям. И, по наблюдениям экспертов, в немецких школах в отличие от российских учителя уже в начальной школе, практически на каждом уроке отводят время для самостоятельной работы учеников.
Конечно, все течет и все меняется, но, очевидно, стоит подумать о том, какие факторы могут повлиять на изменение наших ценностных приоритетов. Однако это уже тема другого разговора.