ОРИЕНТИРЫ
Потенциал педагога или административный ресурс?
Два подхода к школьным преобразованиям
При сравнении концепции технологии развития школы как
института с российскими практиками модернизации обнаруживается, что это
два принципиально разных подхода к преобразованиям. И главные различия
лежат в области культуры, в сфере укоренившихся в образовательных
сообществах ценностей и типов отношений. Хотелось бы обратить внимание
на несколько, с нашей точки зрения, наиболее существенных моментов.
Первое отличие заключается в том, какое значение придается комфортности
образовательной среды. Для сторонников ТРШ именно комфортность
среды – главный показатель и ориентир развития школы. В
отечественных же практиках внедрения новаций на первом плане
практически всегда стоит результат (часто достаточно формальный). Как
говорит Инна Зеленко, «мы еще не пришли к той ситуации, когда
обеспечение комфортности в школах считается такой же важной задачей,
как и достижение высоких образовательных результатов. Мы многое делаем
на надрыве, за счет здоровья, как своего собственного, так и здоровья
детей».
Следующий момент. В ТРШ основная ставка делается на мотивацию школьных
администраторов и учителей. Фактор мотивации определяет
целесообразность и направленность конкретных преобразований. И что
особенно важно: в концепции ТРШ заложен не просто учет интересов
педагогов, а специальная работа с мотивацией. Главный же механизм
мотивирования в том, что учителям предоставляется право самим решать,
что и как они хотели бы изменить в своей школе. Возможность
самостоятельно конструировать, прояснять и воплощать в жизнь образ
желаемого будущего увлекает и окрыляет, в отличие от распространенного
у нас подхода, когда учителям ставят задачу, прописывают все стадии ее
выполнения, а затем пытаются проконтролировать каждый этап.
Показательно, что в школах Мюнстера говорят: «У нас учителей не учат,
учителя – учатся». Это значит, что педагогам не навязывают
новые программы и методики, они сами начинают их осваивать, когда
возникает такая потребность.
Третье. Принцип ТРШ: развитие школы должно происходить «изнутри», за
счет реализации внутреннего потенциала педагогов. А у нас модернизация
проводится в основном за счет административных ресурсов. И вопрос: как
конкретные «модернизационные» шаги будут восприняты в школах,
интересует разработчиков, судя по всему, в последнюю очередь. Самое
поразительное, что результат этой практики очевиден всем, и чиновникам
в том числе: на педагогических форумах о массовой имитации инноваций в
школах сегодня не говорит только ленивый.
Еще одно принципиальное отличие: в системе образования Мюнстера
самостоятельность в широком смысле – самостоятельность школ,
педагогов, детей – это не просто декларация, это главная ценность и
цель. Не случайно в Мюнстере сейчас идет эксперимент по открытию так
называемых свободных школ, которые могут сами определять, чему и как
учить. Когда управленцы доверяют педагогам, то и педагоги начинают
больше доверять детям. И, по наблюдениям экспертов, в немецких школах в
отличие от российских учителя уже в начальной школе, практически на
каждом уроке отводят время для самостоятельной работы учеников.
Конечно, все течет и все меняется, но, очевидно, стоит подумать о том,
какие факторы могут повлиять на изменение наших ценностных приоритетов.
Однако это уже тема другого разговора.