УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА
Учим детей работать с информацией
Техники, приемы и задания
Проблема учебной неуспешности сегодня не может быть решена без
специальной работы по развитию информационной компетентности
школьников, которая у большинства детей развита слабо.С целью
организации подобной работы с учениками 7–8 классов в школе № 37 города
Ярославля был разработан проект «Обучение на всю жизнь». В рамках
реализации проекта учителя-предметники осваивали методы развития
информационной компетентности, а затем использовали новые
педагогические средства на учебных занятиях. Здесь мы опишем некоторые
из таких средств.
Выделение ключевых слов
Так называемая техника выделения ключевых слов на первый взгляд проста:
из какого-либо целостного текста (статьи, параграфа) детям предлагается
выбрать несколько (обычно от 5 до 15) слов, которые передают основное
содержание сообщения. Однако при кажущейся простоте для семиклассников
эта задача, как правило, представляет определенную сложность. Поэтому
мы предложили ребятам выбирать не более 20% слов из общего массива
текста. Подобное упражнение способствует умению различать в учебном
тексте главное и второстепенное. Это важная вещь: согласно нашим
исследованиям именно это различение главного и второстепенного вызывает
наибольшие трудности в 6 и 7 классах.
Устранение лишнего
Это упражнение в чем-то противоположно предыдущему: ученикам
предлагается сократить в тексте предложения, которые несущественны для
передачи его главных смыслов. Само собой, чтобы удалить несущественное,
необходимо понять, какие фрагменты текста являются наиболее важными и
значимыми.
Ответы на скорость
За определенное время детям предлагается познакомиться с
содержанием текста и ответить на максимальное число прилагающихся к
тексту вопросов. Если это упражнение делается регулярно, с течением
времени число правильных ответов заметно возрастает.
Переформулирование вопроса
Неспособность школьников выделить главное в новой информации
проявляется не только в работе с учебным текстом, но и в восприятии
устной речи учителя. Особенно явно – в понимании сути вопросов, которые
ставит педагог. Зачастую школьники акцентируют внимание на
«второстепенных» словах, и это искажает понимание. А когда суть вопроса
остается непонятой, трудно ожидать точного, глубокого ответа.
Вместе с тем есть приемы, использование которых может способствовать
решению проблемы. Например, задавая вопрос, иногда стоит попросить
ребят попытаться сформулировать его по-другому. А потом предложить
подумать: будет ли новая формулировка требовать того же самого ответа,
что и первоначальная?
Этот прием сегодня используется редко, а жаль. Ведь в процессе подобной
работы у детей возникает более внимательное отношение к вопросу.
Своими словами
Работа по развитию навыков работы с информацией у детей должна вестись
регулярно и по принципу постепенного усложнения заданий. Начинать
желательно с третьего класса. В начальной школе тексты более простые и
на этом материале легче освоить новые способы работы. С четвертого
класса можно заниматься выделением ключевых слов и переформулированием
вопросов, с пятого – учиться определять главную мысль текста. А в
последующем можно будет предложить детям самостоятельно обобщить
главные мысли письменного сообщения, попробовать найти слова, которых в
тексте нет, но которые отражают его суть.
Юлия КОСАРЕВА, директор школы Ярославль