Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА


Учим детей работать с информацией

Техники, приемы и задания

Проблема учебной неуспешности сегодня не может быть решена без специальной работы по развитию информационной компетентности школьников, которая у большинства детей развита слабо.С целью организации подобной работы с учениками 7–8 классов в школе № 37 города Ярославля был разработан проект «Обучение на всю жизнь». В рамках реализации проекта учителя-предметники осваивали методы развития информационной компетентности, а затем использовали новые педагогические средства на учебных занятиях. Здесь мы опишем некоторые из таких средств.

Выделение ключевых слов

Так называемая техника выделения ключевых слов на первый взгляд проста: из какого-либо целостного текста (статьи, параграфа) детям предлагается выбрать несколько (обычно от 5 до 15) слов, которые передают основное содержание сообщения. Однако при кажущейся простоте для семиклассников эта задача, как правило, представляет определенную сложность. Поэтому мы предложили ребятам выбирать не более 20% слов из общего массива текста. Подобное упражнение способствует умению различать в учебном тексте главное и второстепенное. Это важная вещь: согласно нашим исследованиям именно это различение главного и второстепенного вызывает наибольшие трудности в 6 и 7 классах.

Устранение лишнего

Это упражнение в чем-то противоположно предыдущему: ученикам предлагается сократить в тексте предложения, которые несущественны для передачи его главных смыслов. Само собой, чтобы удалить несущественное, необходимо понять, какие фрагменты текста являются наиболее важными и значимыми.

Ответы на скорость

За определенное время детям предлагается познакомиться с содержанием текста и ответить на максимальное число прилагающихся к тексту вопросов. Если это упражнение делается регулярно, с течением времени число правильных ответов заметно возрастает.

Переформулирование вопроса

Неспособность школьников выделить главное в новой информации проявляется не только в работе с учебным текстом, но и в восприятии устной речи учителя. Особенно явно – в понимании сути вопросов, которые ставит педагог. Зачастую школьники акцентируют внимание на «второстепенных» словах, и это искажает понимание. А когда суть вопроса остается непонятой, трудно ожидать точного, глубокого ответа.
Вместе с тем есть приемы, использование которых может способствовать решению проблемы. Например, задавая вопрос, иногда стоит попросить ребят попытаться сформулировать его по-другому. А потом предложить подумать: будет ли новая формулировка требовать того же самого ответа, что и первоначальная?
Этот прием сегодня используется редко, а жаль. Ведь в процессе подобной работы у детей возникает более внимательное отношение к вопросу.

Своими словами

Работа по развитию навыков работы с информацией у детей должна вестись регулярно и по принципу постепенного усложнения заданий. Начинать желательно с третьего класса. В начальной школе тексты более простые и на этом материале легче освоить новые способы работы. С четвертого класса можно заниматься выделением ключевых слов и переформулированием вопросов, с пятого – учиться определять главную мысль текста. А в последующем можно будет предложить детям самостоятельно обобщить главные мысли письменного сообщения, попробовать найти слова, которых в тексте нет, но которые отражают его суть.

Юлия КОСАРЕВА, директор школы Ярославль