Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Печатникова Людмила

Оценка учителя и самооценка ученика: диалог об учебных результатах

Необычный способ подвести итоги четверти

Близится конец четверти. В который раз нам предстоит оценить успехи наших учеников, подвести итоги. Как сделать это содержательно, чтобы дети и родители получили на руки не просто столбик более или менее разнообразных цифр, но и информацию о том, как ребенок справляется с учебными трудностями, в чем его сильные и слабые стороны, в какой конкретной помощи он нуждается. Особенно это важно в средней школе, где подростки еще недостаточно адекватно оценивают ситуацию, свои усилия, позицию взрослого… 

Суровая реальность

Качественно-содержательное оценивание, с индивидуальными характеристиками на каждого ребенка по каждому предмету, – недостижимый идеал в средней школе: у предметников по нескольку классов, десятки учеников. И написать сотню содержательных характеристик – просто невозможно. В то же время учителям хочется сообщить детям свое мнение об их работе, отношении к предмету, степени понимания.
Аналогичная история – с детьми. Они тоже не в силах тщательно и вдумчиво описать самооценку по каждому предмету. А ведь именно сейчас подросткам так необходимо научиться соотносить свое мнение с позицией окружающих, отличать процесс от результата, эмоции от фактов, выделять существенные признаки, признавать ошибки и без ложной скромности гордиться победами.
Нужно придумать способ, при котором педагог мог бы передать максимум информации об ученике с минимальными затратами времени, а дети могли бы оценить себя сами – тоже достаточно быстро – и сопоставить свою позицию с мнением взрослого. В итоге хотелось бы получить объемную картину учебной деятельности ребенка по всем предметам. Детальный обзор, который может стать поводом для предметного разговора, анализа ситуации как в семье, так и на родительском собрании, в классе, на индивидуальных консультациях с учениками.

Таблица достижений

Одна из возможностей – составить список важных для успешной учебы параметров поведения и предложить сначала ученикам оценить себя (не подробным описанием, а маленькой галочкой в списке) по одинаковым критериям, но по каждому предмету отдельно. А потом, независимо от детского мнения, все предметники зафиксируют свои впечатления о каждом ребенке (точно так же – галочкой).
Чтобы галочка (ставится за секунду) оказалась достаточно информативной, по каждому критерию необходимо сформулировать 4–5 вариантов ответа. Своего рода шкала для измерения вложенных усилий или достигнутых результатов. Проще всего создать такую таблицу в программе Ехеll, хотя можно и по старинке взять клетчатые листочки, линейки и карандаши.
Если таблица выполняется на компьютере, ребята и педагоги могут выставлять свои оценки в любое удобное для них время (оговаривается срок, к примеру – последняя неделя перед каникулами). А свести все данные в именные таблицы для отдельных учеников – дело не более трудоемкое, чем заполнение дневников, и вполне по силам классному руководителю с помощью какого-нибудь толкового старшеклассника.
Такой компьютерный отчет распечатывается для вручения детям, рассылается по электронной почте, если есть такая заявка, родителям. Заинтересованные педагоги открывают его на школьном сервере и видят, что происходит с учениками на других предметах, какова картина по разным областям знаний, как выглядит класс в целом. Ученик и его родители получают сводную таблицу по всем предметам.

Точность формулировок

Каждый пункт списка и каждый вариант ответа необходимо предварительно обсудить со всеми преподавателями и с учениками. Прежде всего потому, что каждая строчка должна быть понятна участникам опроса, должна соответствовать специфике предмета, особенностям деятельности. При этом придется избегать специальных терминов, наименований тем, умений. Иначе часть таблицы окажется «математической», а часть – «гуманитарной», и целостность пропадет. В конце концов, подвести итог по предметным умениям можно и на уроке. Сколько для этого существует тестов, контрольных…
С другой стороны, поскольку при составлении таблицы придется сосредоточиться на общеучебной (надпредметной) деятельности ребенка, неожиданно для ученика и для родителя (и даже для педагога) обнаружатся настоящие, базовые причины трудностей с дробями или правописанием чередующихся гласных в корне.
Кроме того, все подлежащие оцениванию признаки должны быть очень конкретными и доступными внешнему наблюдателю здесь и сейчас, то есть на уроке. Иначе всегда можно будет списать не устраивающую кого-то оценку на личную неприязнь или симпатию, строгость или мягкотелость учителя…

Тактические цели

Формулировки вопросов напрямую связаны с тем, что именно в этой четверти (полугодии) хотят прояснить для себя дети и команда работающих с классом учителей.
Акцент может быть сделан на вопросах дисциплины (элементы поведения на уроке, готовности к нему, включая наличие необходимых пособий и домашних заданий), на проблеме взаимоотношений в коллективе (готовы ли ученики слушать друг друга, выступать перед классом), на особенностях освоения материала (желание и умение задавать разного рода вопросы, привычку делать наугад или только после тщательного разбора темы).
Варианты ответов не обязательно должны располагаться в каком-то определенном порядке, к примеру, от самого позитивного к самому негативному. Это могут быть достаточно разноплановые тезисы, сформулированные самими ребятами. Скажем, речь идет о домашних заданиях. Ученики стараются объяснить, как они их делают. Кто-то признается: «делаю то, что понимаю, остальное потом спрашиваю на переменке или списываю». Деталь про списывание отметается, чтобы самооценка не превращалась в донос на самого себя, а остальная часть фразы принимается как вариант ответа. Сходные высказывания обобщаются, чтобы не приходилось выбирать из десятка возможностей.

Сомнения в искренности

Многие вопросы в таблице (которая, как известно, непременно попадет к родителям) не слишком безопасны для ученика. К примеру, непросто признаться в том, что не выполняешь домашних работ, не интересуешься предметом. В то же время врать напропалую тоже нельзя. Ребенок заранее знает: рядом с его жизнеутверждающей «птичкой» в столбике «всегда» появится учительская в графе «почти никогда». Столь существенные расхождения трудно будет объяснить, так же как уверить маму, что все педагоги разом лично к нему, бедному, совершенно несправедливы.
Как помочь ребенку, освободившись от страхов, честно подумать о своей учебе? Прежде всего, заручившись поддержкой коллег, пообещать, что ни один педагог не упрекнет ученика за честный (или не совпадающий с учительским) ответ, к тому же все детские прегрешения и без того известны взрослым. О том же можно попытаться договориться с родителями. Правда, с меньшей уверенностью в соблюдении договора… И наконец, самооценка всегда небезопасна. И не потому, что тебя будут ругать другие люди, а потому, что не всегда приятно бывает осознавать собственные ошибки. Что поделаешь? Мы учимся на ошибках. В конце концов, время еще есть.

Строгий порядок

Чтобы картина в итоге получилась объективной, каждый заполняет свою таблицу самостоятельно и независимо: ученик, оценивая себя, не видит галочек педагога, а учитель – галочек ребенка.
Получив свои результаты по всем предметам, дети могут сравнить свое мнение с оценкой учителя. Им дается два-три дня на обсуждение спорных моментов.
Можно подойти к педагогу и поинтересоваться, почему, несмотря на тщательную подготовку к уроку и постоянную активность (учитель ведь сам отметил это в таблице), четвертная оценка – тройка. Какие важные причины, не указанные в списке, мешают успешной учебе. Разговор может оказаться достаточно серьезным и конструктивным, поскольку все формальности выяснены заранее.
Если ребенок сам не отважится на подобный диалог, вместе с ним к предметнику может подойти классный руководитель или мама.
Учитель, разглядывая столбики сводной таблицы, также сформулирует немало вопросов и к детям, и к коллегам, и к себе. К примеру, вдруг становится очевидно, что домашние задания выполняются только по математике, самой «легкой» для детей. А по русскому и географии – никогда. Чем не повод для разговора: что тут причина, а что следствие? Как изменить сложившуюся ситуацию? Может, есть в заданиях по математике особая хитрость, которая позволяет ребенку легко с ними справляться? Может, остальные педагоги могут тоже так изменить свои задания, чтобы они хоть отчасти напоминали математические?
Конечно, одна из самых главных задач подобного подведения итогов – проверка адекватности детской самооценки, проверка взаимопонимания между педагогами и детьми.
После каникул разумно устроить родительское собрание и классный час (можно совместить эти события, пригласив семьи в полном составе), посвященные итогам четверти. Очевидно, разговор не сведется к привычным упрекам в адрес неуспевающих.

Может пригодиться

Примерно так могут выглядеть вопросы для подведения итогов в конце четверти или полугодия. Поскольку и сами вопросы, и варианты ответов обсуждаются с детьми и педагогами, то формулировки совершенно понятны всем участникам. Заполнение подобной таблицы не отменяет необходимости выставить традиционные итоговые отметки. Это, скорее, дополнительная информация, то, что наполняет тройку или пятерку достаточно конкретным содержанием.

1. Готовность к уроку: всегда, часто, иногда, почти никогда.
2. Выполнение домашних заданий: всегда, часто, иногда, почти никогда.
3. Качество выполнения домашних заданий:
– сделал все и правильно;
– сделал, но не уверен, что правильно;
– сделал только то, что понял, остальное потом спросил;
– сделал все, но много ошибок;
– сделал, что мог, остальное и не пытался;
– не делал, даже не брался.
4. Активность на уроке: всегда, часто, иногда, почти никогда.
5. Отношение к одноклассникам на уроке:
– интересно слушать других;
– готов терпеливо слушать других;
– не слушаю других, потому что уже все понял и скучаю;
– интереснее говорить самому, чем слушать других;
– мешаю другим, сам того не замечая;
– мешаю другим, чтобы развлечься и (или) привлечь к себе внимание.
6. Заинтересованность в предмете:
– постоянный устойчивый интерес;
– интерес возникает время от времени;
– неинтересно.
7. Уровень понимания материала:
– понимаю все;
– понимаю частично и только с примерами;
– понимаю на уроке, а дома снова не понимаю;
– ничего не понимаю и даже не пытаюсь вникнуть.
8. Отношение к контрольным работам:
– хочется быть успешным и сдавать работы вовремя, с хорошим результатом;
– волнуюсь, боюсь оказаться неуспешным;
– как получилось, так получилось;
– мне не важен этот вид деятельности.