Заставить, принудить...
А ведь так хочется научить детей добру!
Вдруг возобновились дискуссии четвертьвековой давности: должна ли школа
воспитывать, или ее дело – только учить? Обертона сегодня, конечно,
немного другие: имеет ли учитель право прививать детям те или иные
ценности, если в семье таковых не придерживаются; можно ли вообще
доверять школьному воспитанию; и «пусть педагогика сначала сама
разберется в своих целях и задачах». С другой стороны, о чем речь?
«Воспитательные» предметы введены в новый стандарт, да и без всякого
твердого указания в школах давно ведутся уроки любви к родному краю,
курсы этики отношений, факультативы про иконы и прочие занятия,
укрепляющие в молодых людях мораль и нравственность. Однако мы опять
слышим: «Оградите!» – как когда-то уже слышали по поводу
коммунистического воспитания в школе. Что происходит?
Письмо учителя из Белгородской области:
«С понедельника у нас в
школе введен утренний молебен. То есть каждый понедельник мы вместе с
детьми будем посещать церковь (она находится рядом со школой), уроки в
этот день сдвигаются на полчаса. Родители написали разрешение, что
согласны на посещение церкви, и теперь в начале каждой недели дети
будут слушать добрые слова отца Владимира, которые помогут, может быть,
нашим ученикам понять добро и учиться прилежно?»
Мы попросили прокомментировать это письмо специалиста, священника из
города Минусинска Сергея КРУГЛОВА:
– Помолиться Богу перед таким важным делом, как учеба, – дело хорошее.
Если, конечно, оно на самом деле желанное и добровольное – почему бы и
нет? Но тут самое важное – нюансы. Маленький ли это приходской храм или
большой собор в городе? Собирает ли их священник просто как своих,
знакомых ему лично, детей, или это происходит несколько официально? А
если кто-то идет вынужденно, время-то урочное, куда деваться – и так
далее. Дело, получается, не такое уж простое.
…Все так: «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не
может подвергаться принуждению при определении своего отношения к
религии», – записано в Конституции, в части «Закон о свободе совести»,
ст.3 п.5. О том же – в Законе «Об образовании», нашей настольной книге:
«В государственных и муниципальных образовательных учреждениях,
органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и
деятельность политических партий, общественно-политических и
религиозных движений и организаций не допускается», ст.1 п.5.
Так-то так, и тут тоже батюшка не в школе находится, правда,
проповедует в учебное время. И тут будто не по принуждению, но каково
это родителю – не подписать согласие. А если совсем добровольно и
внеурочно – кто же тогда придет? А так хочется научить детей добру!
Это столь привычно: заставить, принудить, связать круговой порукой.
Иначе не знаем, как донести высокие мысли. Говорим скорбно: так-то
лучше, чем совсем ничего. И сдаем, сдаем детей на каждом шагу при
каждом удобном случае.