Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Дополнительное образование получит гарантии финансирования?

Министерство готовит соответствующие поправки в законодательство

В Общественной палате состоялся круглый стол на тему «Проблемы и смыслы дополнительного образования детей в современной России».
Сегодня в России действует 17600 учреждений дополнительного образования (в том числе 405 региональных и четыре имеющих федеральный статус), в которых занимаются 7 млн 600 тыс. детей, или более 50% российских школьников. Основные направления деятельности в этой сфере: художественное образование, научно-техническое творчество, спорт, туризм, краеведение.

Как поддержать систему дополнительного образования?

По словам директора департамента воспитания и социализации детей Мин­обрнауки Алины Левитской, за последние годы сократилось число секций, кружков и других учреждений дополнительного образования, ухудшилась материально-техническая база, в том числе состояние зданий, а также не хватает средств на повышение квалификации педагогов.
Из федерального бюджета на поддержку этой важнейшей отрасли выделяются копейки.
Так, в 2009–2010 гг., по словам Левитской, в рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» в 90 учреждений допобразования были поставлены современное оборудование и аппаратно-программные комплексы на общую сумму 180 млн рублей.
Работа в этом направлении будет продолжена в рамках Федеральной целевой программы развития образования, часть средств которой в 2011–2012 годах планируется израсходовать на поставку оборудования в дворцы детского творчества и на повышение квалификации работающих там педагогов.
Однако, понимая, что проблемы, накопившиеся в системе дополнительного образования, нуждаются в кардинальном решении, Министерство образования и науки предлагает внести два существенных изменения в новый законопроект «Об образовании» (дополнительному образованию в нем посвящена 121 статья 15 главы).
Во-первых, чиновники добиваются того, чтобы в законе появилась формулировка, обязывающая субъекты РФ выделять субвенции местным бюджетам для поддержки учреждений дополнительного образования.
Сегодня, по словам Левитской, «этот принцип не работает», в то время как муниципалитеты, в ведении которых находится подавляющее большинство таких учреждений, не справляются с их финансированием.
Во-вторых, необходимо законодательно закрепить государственные гарантии для работников учреждений дополнительного образования, чтобы их заработная плата была не ниже средней зарплаты по экономике данного региона.
В системе дополнительного образования сегодня работают около 270 тысяч педагогов и методистов, более 40% из них – мужчины ( в школе, как мы знаем, этот показатель в несколько раз меньше).
Как отметила Левитская, «случайные люди в этой сфере не задерживаются, но оплата их труда сейчас в большинстве случаев унижает человеческое достоинство».
Кроме того, в эту систему могли бы прийти специалисты с непедагогическим образованием – ученые, артисты, художники.
Но, по словам члена Общественной палаты директора московского центра образования № 548 Ефима Рачевского, если даже академик Евгений Велихов захочет вести кружок по физике, ему придется проходить специальные курсы переподготовки (в объеме 72 часов), иначе он будет получать мизерную зарплату. Таким образом, по мнению Рачевского, «нынешняя нормативная база отпугивает желающих стать педагогами дополнительного образования».
Левитская пообещала пересмотреть правила допуска профессионалов в систему дополнительного образования – для того чтобы «не отпугивать и не обременять желающих работать с детьми».

Бесплатные сертификаты и клубы по месту жительства

Также участников дискуссии волновал вопрос о доступности дополнительного образования для всех детей, независимо от социального статуса их родителей.
По словам члена Общественной палаты, президента региональной общественной организации «Право ребенка» Бориса Альтшулера, около 80% российских семей относятся к категории бедных и не в состоянии оплатить занятия своих детей в кружках и секциях по интересам.
В качестве альтернативы существующей системе, когда бюджетные ассигнования направляются в учреждения, он предложил ввести индивидуальные сертификаты на получение дополнительного образования, которые бы каждый подросток мог использовать по своему выбору – для занятий в школьном кружке, во Дворце творчества, в школе искусств или на станции юных натуралистов.
Стоимость такого сертификата составила бы от 10 до 20 тысяч рублей в год, в то время как содержание несовершеннолетнего правонарушителя в колонии, по словам Альтшулера, обходится государству в 300 тыс. рублей.
Как заметил директор столичного центра образования № 109 Евгений Ямбург, «из-за того, что государство экономит на спичках, потом ему приходится тратить сотни тысяч».
«В связи с введением нормативно-подушевого финансирования, новой системы оплаты труда во всех школах страны происходит сокращение расходов на дополнительное образование, которое сжимается, как шагреневая кожа», – констатировал известный педагог, по словам которого, директора школ в первую очередь сокращают не своих многочисленных заместителей, а руководителей кружков и секций.
Также его беспокоит то, что «во многих регионах клубы и кружки платят за аренду столько же, сколько платили казино, пока их не прикрыли».
В то же время, по мнению Ямбурга, роль дополнительного образования возрастает в связи с тем, что увеличивается число детей с девиантным поведением, с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями.
По мнению Бориса Альтшулера, одним из эффективных ресурсов воспитания может стать работа по месту жительства. В некоторых регионах на эти цели направляется 2–3% от доходов ЖКХ. В качестве примера он привел Республику Чувашию, в которой спортивные тренеры организуют работу с подростками во дворах, тем самым отвлекая их от улицы.
Известный правозащитник предложил законодательно закрепить обязанность местных властей при застройке новых жилых районов отводить место для учреждений дополнительного образования на первых этажах новых зданий.

Дополнительное образование станет основным?

В новом проекте Закона «Об образовании» перечислены разнообразные задачи дополнительного образования – от развития личности, ее общей культуры и индивидуальных способностей до укрепления здоровья, организации содержательного досуга и профессиональной ориентации.
По мнению телеведущей, члена Общественной палаты Тины Канделаки, последняя функция дополнительного образования в современных условиях выходит на первый план. Известная телеведущая убеждена, что проблема нехватки квалифицированных специалистов связана с тем, что школьники не умеют выбирать профессию, и дополнительное образование должно формировать эти навыки.
Не все разделяют эту позицию. Например, как считает заведующий лабораторией Психологического института РАО Александр Мелик-Пашаев, «вопрос не в том, кем ты хочешь стать, а каким ты хочешь стать», а для этого необходимо формирование эмоциональной сферы подростков.
«Поскольку гуманитарные дисциплины в школе находятся на грани исчезновения, единственная область, которая способна решить эту задачу – дополнительное образование. Если этого не происходит, то чем успешнее человек, тем разрушительнее его знания», – убежден Мелик-Пашаев.
Как заметил Ефим Рачевский, «для значительной части наших детей дополнительное образование является основным, а основное – тяжелой повинностью».
Участники дискуссии считают, что термин «дополнительное образование» не отражает его истинного значения, поскольку позволяет рассматривать эту систему как «довесок» к школьному.
В то же время сегодня, когда согласно новым стандартам внеурочная деятельность включена в учебный план школы (в начальных классах на эти цели предусмотрено 10 часов недельной нагрузки), и на законодательном уровне, и в повседневной практике должна происходить интеграция дополнительного и общего образования, а также выравнивание статуса педагогов, в каких бы образовательных учреждениях они ни трудились – в детских садах, школах или домах творчества.
Алина Левитская пообещала учесть предложения и замечания членов ОП и экспертов при доработке нового интегрированного Закона «Об образовании». Члены Общественной палаты со своей стороны намерены создать рабочую группу по вопросам дополнительного образования и продолжить обсуждение этой темы.