Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2011
Третья тетрадь
Детный мир

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Иваницкая Елена

Поколение W W W

Ученые анализируют интернет-поведение современных подростков

Интенсивно и бесконтрольно

Чем отличаются европейские школьники, пользователи интернета, от российских? Существует ли разрыв между «сетевыми» детьми разных возрастов и сокращается ли он между детьми и их родителями? Знаем ли мы, родители и учителя, как живут наши дети в Сети? Готовы ли мы полноценно использовать образовательные возможности интернета и современных информационно-коммуникационных технологий? Можем ли мы сделать пользование интернетом более безопасным? Какие они, сетевые угрозы, с которыми могут столкнуться наши дети?
Ответам на эти вопросы был посвящен Международный круглый стол «Дети в интернете: Россия, Европа, мир». Его организаторами выступили Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ, факультет психологии Московского государственного университета и Фонд развития Интернет.
«Дети интернета, – сказал, открывая обсуждение, Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования, – живут в особой реальности, на особой планете со своими законами, которые мы только начинаем узнавать. Уникальное международное исследование предоставляет нам целый массив фактов, требующих пристального осмысления».
Доктор психологии Люцина Кирвил, профессор Варшавской школы общественных и гуманитарных наук, и доктор психологии Галина Солдатова, профессор факультета психологии МГУ, представили общественности результаты исследования в цифрах и фактах, а также провели первый анализ полученных сведений.
С помощью каких устройств юные пользователи выходят в Сеть?
Около 60% российских детей и около 30% школьников Евросоюза пользуются собственным компьютером. Общий, семейный компьютер выводит в Сеть 45% российских и 55% европейских школьников. Собственным мобильным телефоном пользуются для этого 45% российских и 29% европейских детей.
Где, как, откуда дети выходят в Сеть?
Из собственной комнаты с собственного компьютера выходят в интернет 72% российских школьников и 48% европейских. Дома у друзей путешествуют в Сети примерно поровну, по 50%. Из общей комнаты с общего компьютера отправляются в интернет 38% российских и 60% европейских школьников. В школе выходят в Сеть 30% российских и 65% европейских ребят. В библиотеке – 10% российских и 15% европейских школьников.
Как часто дети выходят в Сеть и сколько времени там проводят?
Каждый день или почти каждый день – 66% российских мальчиков и 69% российских девочек, 60% европейских мальчиков и 55% европейских девочек. Один-два раза в неделю – 19% российских мальчиков и 17% российских девочек, 33% европейских мальчиков и 37% европейских девочек.
Итак, эти первые и очевидные вопросы и ответы показали существенную разницу в интернет-поведении российских школьников и школьников Евросоюза. Выяснилось, что российские дети чуть позже европейских обращаются к интернету, но пользуются им гораздо интенсивнее: подавляющее большинство каждый день или почти каждый день. При этом российские мальчики и девочки гораздо чаще пользуются интернетом бесконтрольно. Наши дети вдвое чаще европейских выходят в интернет из собственной комнаты с собственного компьютера и вдвое реже – из школы с компьютера, установленного в классе.
Очень тревожной считает такую ситуацию Олег Чутов, директор Департамента научно-технического и стратегического развития отрасли Министерства связи и массовых коммуникаций РФ: «Бесконтрольный выход детей в интернет с собственного компьютера и с собственного мобильного телефона – что это значит? Это значит, что родители фактически сказали: вот тебе дорогая игрушка – занимайся, развлекайся, только меня не трогай. От хамства, анонимности и угроз интернет-жизни уже начинает страдать наша культура. А родители либо не умеют, либо просто не хотят понять и проконтролировать, что же их дети делают в интернете».

Сетевые риски

С какой же целью юные пользователи выходят в Сеть? Почти все дети, как в Российской Федерации (82%), так и в Евросоюзе (84%), твердо заявили, что их главная цель – учебная. Ответ «посещал профили социальных сетей» – на втором месте: 78% в России, 60% – в Евросоюзе. На третьем – «играл в игры сам с собой или против компьютера»: соответственно 68% и 74%. Скачивали музыку и фильмы 64% российских и 42% европейских детей. Отправляли и получали электронную почту 61% российских и 59% европейских детей. Читали новости – поровну, по 48%. Играли в игры с другими пользователями – тоже практически поровну, 44% и 42%. Наконец, делали записи в блоге 12% российских и 10% европейских детей.
То, что для детей главная цель выхода в интернет – учебная, это, конечно, должно было бы порадовать исследователей. Правда же заключается в том, что не порадовало. Детям не слишком поверили. Юрий Хохлов, председатель совета директоров Института развития информационного общества, не поверил категорически. «Нет, дети сидят в социальных сетях, вот что они делают. Говоря об учебных целях, дети либо были не слишком правдивы, либо имели в виду, что скачивают готовые рефераты, вот и все. Какие контакты ищут дети в интернете? Чем это грозит?»
В самом деле, бесконтрольные интернет-контакты далеко не безопасны. Выяснилось, что 50% российских и 30% европейских детей знакомятся в интернете с неизвестными людьми, а потом 30% российских и 10% европейских школьников соглашаются на встречу с ними в реальной жизни. Что это за люди, с какой целью они назначают ребенку встречу? Понятно, что ситуация опасная. Может быть, это сверстник, тоже увлеченный – ну допустим, музыкой, но ведь может быть и совсем иначе.
Следующая опасность, подстерегающая юных пользователей, – буллинг. Этим собирательным термином обозначаются различные виды сетевой агрессии: рассылка оскорбительных, угрожающих, унижающих человеческое достоинство сообщений. К сожалению, каждый пятый российский ребенок становится в интернете жертвой буллинга, а из них каждый пятый – ежедневно. Детей не только оскорбляют, унижают, обижают. Проблема еще и в том, что наши дети становятся не только объектами, но и субъектами буллинга. Они сами, причем на 50% чаще, чем в Европе, оскорбляют и унижают сверстников в Сети.
Каждый третий российский школьник сталкивается в интернете с изображениями сексуального характера. Чаще всего дети встречают такие изображения в социальных сетях.
Именно об этом сетевом риске осведомлены родители, которые, как выяснилось, совсем не знают о других сетевых опасностях или не вполне понимают их значение.
Елена Низиенко, директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ, убеждена, что родители вообще недооценивают риски, которым дети подвергаются в интернете, и ведут себя недопустимо пассивно: «Проведенное исследование дает возможность выстроить стратегические и тактические цели, чтобы минимизировать риски и сделать пользование интернетом оптимальным для ребенка. Так как все школы сегодня подключены к интернету, то практически все дети становятся пользователями. Но одна только система образования справиться с рисками не сможет. Перед учителями и родителями стоят две глобальные задачи – воспитание культуры жизни в интернете и обеспечение безопасности ребенка в Сети».

Линия помощи

Какие же средства помогут обеспечить безопасность детей в интернете? Во-первых, разумеется, воспитательные. Чтобы культурный, просвещенный, воспитанный, заботящийся о своей безопасности ребенок сам отстранял от себя ту информацию, которая несовместима с чистым образом жизни и с законом.
Во-вторых, просветительские. Необходимо увеличить в интернете количество полезного контента, который мы, взрослые, могли бы предложить детям. Образовательные игры для содержательного, здорового досуга. Образовательный контент – не просто для помощи в приготовлении уроков, а для конструирования индивидуального образовательного пространства.
В-третьих, технические, контролирующие: чтобы интернет был защищен, «экологичен» и обязательно включал опцию «родительский контроль». Сегодня, как выяснилось, российские родители защищают компьютеры от спама и вирусов, а контроль времени, фильтр сайтов, то есть то, что давно делается европейскими родителями, – все это мало кому знакомо.
Наконец, в-четвертых, линии помощи детям в интернете. Первая линия помощи «Дети ОнЛайн» заработала ровно год назад. Телефон 8-800-250-00-15 работает по рабочим дням с 9.00 до 18.00, звонок по России бесплатный. Если ребенок стал жертвой буллинга, если ему делают сомнительные предложения, он может получить по этому телефону помощь специалиста.

Интернет-просвещение для родителей

Но почему дети не обращаются со своими проблемами, возникшими в интернет-пространстве, к родителям? Леонид Парфентьев, координатор Центра безопасного интернета в России, отмечает, что это вызвано двумя причинами.
Во-первых, сегодняшние родители недостаточно компетентны в сетевой жизни. В целом они знают ее куда хуже, чем дети. Во-вторых, ребенок жалуется специалисту потому, что это такой взрослый, обращение к которому не означает немедленно карательной санкции. То есть перед всем обществом встает огромная задача интернет-просвещения родителей.
Второй вопрос, который встает в связи с телефоном линии помощи, – недоуменный вопрос: а почему, собственно, телефон? Ведь юным интернет-пользователям гораздо удобнее написать, чем дозваниваться? Это правда, но интернет-помощь прямо по интернету остается в перспективе, а пока – телефон...
Мы, учителя и родители, должны помочь нашим детям, юным обитателям планеты Интернет, обеспечить их безопасную жизнь на этой планете, которая уже стала частью нашей реальности. «Виртуальный мир разрастается, как на дрожжах, – напоминает Галина Солдатова. – Только в Facebook сидит двенадцатая часть человечества, проводя там 12 миллиардов часов в месяц». Двенадцать миллиардов часов…