О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Для российских школ особый интерес представляют разработки, которые
позволяют эффективно решать образовательные задачи в ситуации
многокультурного общества. Одна из них – технология развития школы как
института – сегодня используется в образовательных учреждениях США и
Германии. Базовая идея технологии состоит в том, чтобы включить всех
субъектов образовательного процесса в «строительство» максимально
комфортной среды обучения и общения. Это достигается за счет
специальных процедур, которые детально описаны в статье И.Зелененко «Развитие школы как института»
(«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ», № 5 за 2010 год).
Автор отмечает, что важными предпосылками успешной реализации
технологии являются высокая мотивация администрации школы и принятие
ключевого принципа: каждый имеет право на комфортные условия
деятельности и общения.
В конкретной школе все начинается с того, что администрация учреждения
принимает решение о вступлении на путь саморазвития. Приглашается
консультант, который помогает коллективу школы настроиться на новую
технологию, организовать работу по выявлению основных школьных проблем,
определению главных векторов развития и воплощению в жизнь «проекта
будущего».
Как подчеркивает И.Зелененко, реализация технологии в обязательном
порядке предполагает работу по развитию эмоциональной и социальной
компетентности всех участников образовательного процесса. Ведь чтобы
реализовать свои права, необходимо прежде всего понимать и принимать
себя со всеми своими особенностями. А это означает, что человек умеет
различать и называть свои чувства. Для развития такого рода
компетентностей у детей в немецких школах используется особая методика
«Волшебный круг». Она направлена на то, чтобы поддержать в детях
способность быть открытыми новым впечатлениям, научить ребят
внимательно слушать и учитывать желания других, анализировать связанные
друг с другом события, использовать навыки самооценки для работы над
собой и многим другим важным вещам.
Как известно, большинство конфликтов в школе начинается на уровне
общения. В то же время общение – главный инструмент профилактики и
«гашения» конфликтов. Но чтобы пользоваться этим инструментом, надо
знать базовые психологические принципы бесконфликтных коммуникаций.
Этим принципам посвящена статья С.Чистяковой «Бесконфликтное общение: советы
школьного психолога» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 10 за 2010 год).
В статье содержится много практических рекомендаций. Вот некоторые из
них: избегайте в общении крайних, жестких и категорических оценок,
всеми силами боритесь с негативными эмоциями по отношению к другому
человеку или хотя бы с их внешними проявлениями, выработайте у себя
привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей,
особенно к тому, что противоположно вашему. Конечно, это легко сказать
– «выработайте привычку…», а как сделать? Но может быть, здесь поможет
следующий прием. В случае явного несогласия с мнением собеседника
попробуйте для начала выяснить, верно ли вы его поняли, пересказав суть
позиции оппонента своими словами. Практика показывает, что такой подход
помогает направить разговор в конструктивное русло.
Название статьи Д.Григорьева и О.Кожуровой говорит само за себя: «Эффективное воспитание: школа и
семья как партнеры» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 10 за 2010 год).
В этой публикации на конкретных примерах описан многогранный опыт
успешного социального партнерства педагогов и родителей. Скажем, в
Тамбовской области ежегодно собирается областное родительское собрание,
цель которого – подключить к активному обсуждению вопросов школьного
образования представителей различных заинтересованных ведомств и
широкой родительской общественности. В период между собраниями в
области проводятся интернет-конференции и форумы, в которых могут
принять участие все, кого волнуют проблемы образования. А в ивановском
лицее № 22 (он входит в пятерку лучших школ России по результатам
исследования PISA) запустили проект по совместному анализу урока, в
котором принимают участие учителя, школьники и родители. Лицей
рассматривает проект как одну из форм повышения квалификации учителей.
Но, как считают авторы статьи, анализ учебного занятия, в котором
участвуют папы и мамы учеников, можно назвать и своеобразным повышением
квалификации родителей.