Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Для российских школ особый интерес представляют разработки, которые позволяют эффективно решать образовательные задачи в ситуации многокультурного общества. Одна из них – технология развития школы как института – сегодня используется в образовательных учреждениях США и Германии. Базовая идея технологии состоит в том, чтобы включить всех субъектов образовательного процесса в «строительство» максимально комфортной среды обучения и общения. Это достигается за счет специальных процедур, которые детально описаны в статье И.Зелененко «Развитие школы как института» («ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ», № 5 за 2010 год).
Автор отмечает, что важными предпосылками успешной реализации технологии являются высокая мотивация администрации школы и принятие ключевого принципа: каждый имеет право на комфортные условия деятельности и общения.
В конкретной школе все начинается с того, что администрация учреждения принимает решение о вступлении на путь саморазвития. Приглашается консультант, который помогает коллективу школы настроиться на новую технологию, организовать работу по выявлению основных школьных проблем, определению главных векторов развития и воплощению в жизнь «проекта будущего».
Как подчеркивает И.Зелененко, реализация технологии в обязательном порядке предполагает работу по развитию эмоциональной и социальной компетентности всех участников образовательного процесса. Ведь чтобы реализовать свои права, необходимо прежде всего понимать и принимать себя со всеми своими особенностями. А это означает, что человек умеет различать и называть свои чувства. Для развития такого рода компетентностей у детей в немецких школах используется особая методика «Волшебный круг». Она направлена на то, чтобы поддержать в детях способность быть открытыми новым впечатлениям, научить ребят внимательно слушать и учитывать желания других, анализировать связанные друг с другом события, использовать навыки самооценки для работы над собой и многим другим важным вещам.

Как известно, большинство конфликтов в школе начинается на уровне общения. В то же время общение – главный инструмент профилактики и «гашения» конфликтов. Но чтобы пользоваться этим инструментом, надо знать базовые психологические принципы бесконфликтных коммуникаций. Этим принципам посвящена статья С.Чистяковой «Бесконфликтное общение: советы школьного психолога» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 10 за 2010 год). В статье содержится много практических рекомендаций. Вот некоторые из них: избегайте в общении крайних, жестких и категорических оценок, всеми силами боритесь с негативными эмоциями по отношению к другому человеку или хотя бы с их внешними проявлениями, выработайте у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, особенно к тому, что противоположно вашему. Конечно, это легко сказать – «выработайте привычку…», а как сделать? Но может быть, здесь поможет следующий прием. В случае явного несогласия с мнением собеседника попробуйте для начала выяснить, верно ли вы его поняли, пересказав суть позиции оппонента своими словами. Практика показывает, что такой подход помогает направить разговор в конструктивное русло.

Название статьи Д.Григорьева и О.Кожуровой говорит само за себя: «Эффективное воспитание: школа и семья как партнеры» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 10 за 2010 год). В этой публикации на конкретных примерах описан многогранный опыт успешного социального партнерства педагогов и родителей. Скажем, в Тамбовской области ежегодно собирается областное родительское собрание, цель которого – подключить к активному обсуждению вопросов школьного образования представителей различных заинтересованных ведомств и широкой родительской общественности. В период между собраниями в области проводятся интернет-конференции и форумы, в которых могут принять участие все, кого волнуют проблемы образования. А в ивановском лицее № 22 (он входит в пятерку лучших школ России по результатам исследования PISA) запустили проект по совместному анализу урока, в котором принимают участие учителя, школьники и родители. Лицей рассматривает проект как одну из форм повышения квалификации учителей. Но, как считают авторы статьи, анализ учебного занятия, в котором участвуют папы и мамы учеников, можно назвать и своеобразным повышением квалификации родителей.