Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Эда Ле Шан
Секреты воспитания детей
М.: АСТ, 2010

Название на первый взгляд доверия не вызывает: волны литературы с подобными заголовками в последние годы просто затопили полки магазинов и домашних библиотек. Если бы не фамилия автора. Эда Ле Шан – известный детский психолог. И к разгадке секретов, собранных в книге, она шла на протяжении десятков лет: «Я проделала огромную работу, при помощи психотерапии разбираясь в себе-ребенке, в том, какой была в детстве… После всех этих лет я поняла, что благодаря исследованию самой себя многое узнала о внутреннем мире ребенка, о детстве в целом – то, что не узнала бы, прочитай я даже миллионы статей, работ и диссертаций…»
Эти воспоминания о собственном детстве, об опыте мамы и бабушки стали основой для разговора «о философии жизни и о ее связи со взрослением и развитием человека», а совсем не о методах воздействия на ребенка, чтобы он рос послушным и хорошо учился. Ведь если взрослые чутко воспринимают природу ребенка и готовы поддерживать ее подчас даже в ущерб своим амбициям, методы взаимодействия будут рождаться сами. Однако для этого нужно проникнуться важностью той огромной работы, которую проделывает ребенок в процессе взросления. «Только подумайте: человек должен понять, кто он и каково быть человеком, уже в пяти-шестилетнем возрасте!.. Но природа требует этого от ребенка, и это работа с полной занятостью, без выходных и отпуска. Если бы мы только позволили детям полностью отдаться этому важному занятию, то наверняка бы значительно снизили количество психологических травм».
Автор перечисляет те опасные моменты в жизни каждого ребенка, когда мы, взрослые, по незнанию или невнимательности можем серьезно навредить, невольно запустить процессы, которые будут отравлять его жизнь еще много десятилетий. Но и приводит примеры того, как не допустить этого. «В конечном итоге смысл детства для каждого из взрослых в том, что у всех нас есть свой внутренний ребенок, надежный вечный спутник и друг».


О.Юрченко
Вся правда о детской лжи
СПб.: Речь, 2010 

Вы опять поймали маленького негодника на вранье, и вас переполняет праведный педагогический гнев, желание уличить, отчитать и наказать. Не спешите. Попробуем разобраться в причинах. Возможно, ребенок просто подражает взрослым: помните, как вы просили его ответить по телефону, что вас нет дома? Или приписывает себе небывалые достижения, чтобы привлечь ваше внимание и заслужить похвалу. Или скрывает проступок из страха быть наказанным слишком сурово. Или просто фантазирует – уж это совсем не прегрешение, а естественное проявление детской натуры. В любом случае мудрый взрослый постарается увидеть в детской лжи не злонамеренное действие, а неуклюжую попытку выбраться из затруднительной ситуации. И автор предлагает читателю «помочь ребенку научиться выходить из неблаговидных ситуаций с достоинством, а не прибегать к различным уловкам и обману».
Для того чтобы помочь, нужно понимать природу детской лжи и ее разновидности: фантазирование, ложь ради выгоды, из страха, хвастовство, неискренность в рамках социальных ожиданий (чтобы не обидеть собеседника), в результате внешнего влияния (из подражания, из-за запугивания), обман для манипулирования окружающими.
Во второй и третьей частях рассматриваются особенности этих типов обмана, характерные для детей разных возрастов. К каждому подобрано несколько литературных текстов, обсуждая или разыгрывая которые вы позволите «на метафорическом уровне ощутить всю неприглядность лжи, почувствовать себя на месте обманутого, дать ребенку возможность, пусть и понарошку, преодолеть себя и сказать правду там, где просится ложь».