О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Эда Ле Шан
Секреты воспитания детей
М.: АСТ, 2010
Название на первый взгляд доверия не вызывает: волны
литературы с
подобными заголовками в последние годы просто затопили полки магазинов
и домашних библиотек. Если бы не фамилия автора. Эда Ле Шан – известный
детский психолог. И к разгадке секретов, собранных в книге, она шла на
протяжении десятков лет: «Я проделала огромную работу, при помощи
психотерапии разбираясь в себе-ребенке, в том, какой была в детстве…
После всех этих лет я поняла, что благодаря исследованию самой себя
многое узнала о внутреннем мире ребенка, о детстве в целом –
то, что не узнала бы, прочитай я даже миллионы статей, работ и
диссертаций…»
Эти воспоминания о собственном детстве, об опыте мамы и бабушки стали
основой для разговора «о философии жизни и о ее связи со взрослением и
развитием человека», а совсем не о методах воздействия на ребенка,
чтобы он рос послушным и хорошо учился. Ведь если взрослые чутко
воспринимают природу ребенка и готовы поддерживать ее подчас даже в
ущерб своим амбициям, методы взаимодействия будут рождаться сами.
Однако для этого нужно проникнуться важностью той огромной работы,
которую проделывает ребенок в процессе взросления. «Только подумайте:
человек должен понять, кто он и каково быть человеком, уже в
пяти-шестилетнем возрасте!.. Но природа требует этого от ребенка, и это
работа с полной занятостью, без выходных и отпуска. Если бы мы только
позволили детям полностью отдаться этому важному занятию, то наверняка
бы значительно снизили количество психологических травм».
Автор перечисляет те опасные моменты в жизни каждого ребенка, когда мы,
взрослые, по незнанию или невнимательности можем серьезно навредить,
невольно запустить процессы, которые будут отравлять его жизнь еще
много десятилетий. Но и приводит примеры того, как не допустить этого.
«В конечном итоге смысл детства для каждого из взрослых в том, что у
всех нас есть свой внутренний ребенок, надежный вечный спутник и друг».
О.Юрченко
Вся правда о детской лжи
СПб.: Речь, 2010
Вы опять поймали маленького негодника на вранье, и вас
переполняет
праведный педагогический гнев, желание уличить, отчитать и наказать. Не
спешите. Попробуем разобраться в причинах. Возможно, ребенок просто
подражает взрослым: помните, как вы просили его ответить по телефону,
что вас нет дома? Или приписывает себе небывалые достижения, чтобы
привлечь ваше внимание и заслужить похвалу. Или скрывает проступок из
страха быть наказанным слишком сурово. Или просто фантазирует – уж это
совсем не прегрешение, а естественное проявление детской натуры. В
любом случае мудрый взрослый постарается увидеть в детской лжи не
злонамеренное действие, а неуклюжую попытку выбраться из
затруднительной ситуации. И автор предлагает читателю «помочь ребенку
научиться выходить из неблаговидных ситуаций с достоинством, а не
прибегать к различным уловкам и обману».
Для того чтобы помочь, нужно понимать природу детской лжи и ее
разновидности: фантазирование, ложь ради выгоды, из страха,
хвастовство, неискренность в рамках социальных ожиданий (чтобы не
обидеть собеседника), в результате внешнего влияния (из подражания,
из-за запугивания), обман для манипулирования окружающими.
Во второй и третьей частях рассматриваются особенности этих типов
обмана, характерные для детей разных возрастов. К каждому подобрано
несколько литературных текстов, обсуждая или разыгрывая которые вы
позволите «на метафорическом уровне ощутить всю неприглядность лжи,
почувствовать себя на месте обманутого, дать ребенку возможность, пусть
и понарошку, преодолеть себя и сказать правду там, где просится
ложь».