Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

И снова о качестве олимпиад

Интеллектуальные соревнования проверит Рособрнадзор

В конце декабря 2010 года в Фундаментальной библиотеке МГУ состоялся Второй всероссийский семинар-совещание организаторов олимпиад школьников. Если на первом совещании, прошедшем в Подмосковье в феврале прошлого года, обсуждались в первую очередь территориальное расширение олимпиадного движения и создание условий для участия в интеллектуальных соревнованиях ребят с ограниченными возможностями здоровья, то на этот раз основной темой стало повышение качества олимпиадных заданий.

Олимпиадное пятилетие

Напомним, что статус олимпиад школьников был закреплен в Законе «Об образовании» 25 февраля 2007 года по предложению Российского союза ректоров. В октябре 2007 года был создан Российский совет олимпиад школьников (РСОШ) – общественно-государственный орган, призванный координировать все интеллектуальные соревнования школьников в России. Возглавил новую структуру ректор МГУ В.Садовничий.
Одна из важнейших задач совета и организованных при нем экспертных комиссий – ежегодный отбор наиболее творческих и эффективных олимпиад, перечень которых утверждается приказом Минобр­науки.
Победители и призеры интеллектуальных соревнований получают преференции для поступления в вузы: например, они могут быть приравнены к лицам, набравшим максимальное количество баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады, или зачислены в вуз без вступительных испытаний.

Как бороться с «усреднением»?

В этом направлении ведется большая работа: каждую заявку на проведение олимпиады оценивают не менее 10 экспертов из трех и более федеральных округов. Таким образом, в 2010 году было проведено 4300 экспертиз.
Например, в результате отбора из 109 заявок по математическим олимпиадам осталось 35.
По словам председателя экспертной комиссии РСОШ по математике Ивана Ященко, главным критерием оценки является не сложность заданий, а их творческий характер.
Таким же принципом руководствуются эксперты и по другим предметам.
При этом все они с сожалением отмечали, что многие олимпиадные задания напоминают типовые школьные задачи или тесты по ЕГЭ, в то время как цель олимпиад – стимулировать интерес к науке, развивать умение аргументировать свою позицию (если речь идет о гуманитарных дисциплинах) и, что особенно важно, способствовать профориентации школьников.
Для этого необходимо расширять участие в интеллектуальных соревнованиях учащихся невыпускных классов, количество которых с недавних пор служит одним из критериев определения уровня олимпиады.
Чем больше таких участников – тем выше уровень.
Несмотря на это сохраняется серьезная возрастная диспропорция среди участников олимпиад: более 77% дипломов приходится на учащихся старших классов.
В своих выступлениях ректор МГУ, председатель Российского совета олимпиад школьников Виктор Садовничий неоднократно подчеркивал, что олимпиады должны восприниматься не как «образовательный лифт в вузы», а как «масштабнейший проект государственного значения по формированию системы поиска и поддержки талантливых детей».
Эту позицию разделяет и директор Государственного Эрмитажа, председатель Союза музеев России, член-корреспондент РАН Михаил Пиотровский, по словам которого, «олимпиады противостоят усреднению школьного образования». Главная проблема, по мнению Пиотровского, заключается «не в утечке мозгов, а в том, что они не воспроизводятся».
Поэтому первостепенной задачей, по мнению организаторов олимпиад, является создание интеллектуальной среды для одаренных детей и для педагогов, которые занимаются их подготовкой.
В.Садовничий призвал возродить движение предметных кружков для победителей и призеров олимпиад, а также летних школ, в которых ведущие вузовские профессора читают лекции для учителей.
Напомнил он и о том, что по инициативе МГУ была возрождена еще одна традиция – проведение Всероссийских съездов учителей-предметников.
Первым стал съезд учителей-математиков, состоявшийся в прошлом году, на лето 2011 года запланирован съезд учителей физики, осенью в МГУ соберутся преподаватели информатики.
Одна из главных тем обсуждения на таких мероприятиях – работа с одаренными детьми и повышение общего уровня подготовки по каждой конкретной дисциплине.

Контроль за олимпиадами будет усилен

Одним из ключевых принципов проведения олимпиад школьников является соблюдение чистоты, объективности и открытости обществу олимпиадных процедур.
С этой целью впервые в 2010 году были организованы выездные инспекции, охватившие почти 70% олимпиад, входящих в Перечень.
В 2011 году эта практика будет расширена: в проверках примут участие представители Рособрнадзора. Уже достигнута соответствующая договоренность и составлен график, согласно которому инспекции пройдут с 1 февраля по 31 марта, в том числе в отдаленных регионах.
Еще одна новация нынешнего года связана с тем, что работы победителей олимпиад будут проходить обязательную проверку совместными экспертными комиссиями Совета олимпиад и Рособрнадзора для подтверждения (или опровержения) их высокого уровня.
Кроме того, организаторы олимпиад считают необходимым отслеживать траекторию победителей и призеров олимпиад после поступления в вузы.
Так, исследование, проведенное в первом и втором семестрах 2009/10 учебного года (в нем приняли участие 102 тыс. студентов из 225 вузов), показало. что 47,2% зачисленных в вузы по итогам олимпиад учатся на «хорошо» и «отлично». Среди студентов, поступивших на общих основаниях, то есть по результатам ЕГЭ, лишь 40,5% имеют высокую успеваемость.
Подобные исследования планируется продолжить.
Введение дополнительных мер контроля за качеством интеллектуальных соревнований не случайно.
Напомним, что в прошлом году много шума наделали заявления руководителя Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования Любови Глебовой, которая обратила внимание общественности на «неадекватное» соотношение количества 100-балльников по ЕГЭ (около 3000) и призеров интеллектуальных соревнований (более 23 тысяч).В конце декабря 2010 года в Фундаментальной библиотеке МГУ состоялся Второй всероссийский семинар-совещание организаторов олимпиад школьников.
Если на первом совещании, прошедшем в Подмосковье в феврале прошлого года, обсуждались в первую очередь территориальное расширение олимпиадного движения и создание условий для участия в интеллектуальных соревнованиях ребят с ограниченными возможностями здоровья, то на этот раз основной темой стало повышение качества олимпиадных заданий.

Сократим?

Кстати, участники Второго всероссийского совещания выступали с предложениями о сокращении количества олимпиад, а также победителей и призеров. Ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, председатель Экспертной комиссии РСОШ по информатике Владимир Васильев считает необходимым установить два уровня олимпиад вместо нынешних трех.
Возможно, будут сокращены и преференции для победителей интеллектуальных соревнований. Так, Виктор Садовничий и председатель Общественной комиссии РФ по развитию образования, ректор Национального исследовательского университета Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов еще в прошлом году выступили с инициативой о введении ограничений для олимпиадников, разрешив им использовать льготу для поступления только в один вуз на одну специальность (в то время как результаты ЕГЭ можно подавать в 5 вузов на 3 специальности в каждом).
Таким образом, планируется решить сразу две проблемы: воспитать у абитуриентов культуру выбора и упорядочить прием в вузы.
И хотя в масштабах страны олимпиадники не оказывают давления на конкурсную ситуацию (в прошлом году количество зачисленных в вузы по итогам олимпиад, без вступительных испытаний, составило лишь 1,6% от всего бюджетного приема), распределение представителей этой категории по вузам было крайне неравномерным.
Так, по данным исследования, большинство олимпиадников устремились в пять ведущих университетов, в числе которых МГУ, МФТИ, Бауманка и «Вышка», создав там высокие конкурсы и отпугнув тем самым других достойных претендентов, в то время как в 75 вузов не пришел ни один победитель интеллектуальных соревнований.
Очевидно, что вероятное ограничение льгот для олимпиадников призвано еще раз подтвердить намерение организаторов вовлекать в эту систему учащихся невыпускных классов, расширяя тем самым возможности для поиска и поддержки юных талантов из глубинки.
 Кстати, олимпиады в этом году пройдут под знаком 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова. В связи с этим в олимпиадные задания будут включены тематические вопросы, посвященные деятельности и биографии великого ученого.