ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
И снова о качестве олимпиад
Интеллектуальные соревнования проверит Рособрнадзор
В конце декабря 2010 года в Фундаментальной библиотеке МГУ
состоялся
Второй всероссийский семинар-совещание организаторов олимпиад
школьников. Если на первом совещании, прошедшем в Подмосковье в феврале
прошлого года, обсуждались в первую очередь территориальное расширение
олимпиадного движения и создание условий для участия в интеллектуальных
соревнованиях ребят с ограниченными возможностями здоровья, то на этот
раз основной темой стало повышение качества олимпиадных заданий.
Олимпиадное пятилетие
Напомним, что статус олимпиад школьников был закреплен в
Законе «Об
образовании» 25 февраля 2007 года по предложению Российского союза
ректоров. В октябре 2007 года был создан Российский совет олимпиад
школьников (РСОШ) – общественно-государственный орган,
призванный координировать все интеллектуальные соревнования школьников
в России. Возглавил новую структуру ректор МГУ В.Садовничий.
Одна из важнейших задач совета и организованных при нем экспертных
комиссий – ежегодный отбор наиболее творческих и эффективных
олимпиад, перечень которых утверждается приказом Минобрнауки.
Победители и призеры интеллектуальных соревнований получают преференции
для поступления в вузы: например, они могут быть приравнены к лицам,
набравшим максимальное количество баллов за ЕГЭ по предмету,
соответствующему профилю олимпиады, или зачислены в вуз без
вступительных испытаний.
Как бороться с «усреднением»?
В этом направлении ведется большая работа: каждую заявку на
проведение
олимпиады оценивают не менее 10 экспертов из трех и более федеральных
округов. Таким образом, в 2010 году было проведено 4300 экспертиз.
Например, в результате отбора из 109 заявок по математическим
олимпиадам осталось 35.
По словам председателя экспертной комиссии РСОШ по математике Ивана
Ященко, главным критерием оценки является не сложность заданий, а их
творческий характер.
Таким же принципом руководствуются эксперты и по другим предметам.
При этом все они с сожалением отмечали, что многие олимпиадные задания
напоминают типовые школьные задачи или тесты по ЕГЭ, в то время как
цель олимпиад – стимулировать интерес к науке, развивать умение
аргументировать свою позицию (если речь идет о гуманитарных
дисциплинах) и, что особенно важно, способствовать профориентации
школьников.
Для этого необходимо расширять участие в интеллектуальных соревнованиях
учащихся невыпускных классов, количество которых с недавних пор служит
одним из критериев определения уровня олимпиады.
Чем больше таких участников – тем выше уровень.
Несмотря на это сохраняется серьезная возрастная диспропорция среди
участников олимпиад: более 77% дипломов приходится на учащихся старших
классов.
В своих выступлениях ректор МГУ, председатель Российского совета
олимпиад школьников Виктор Садовничий неоднократно подчеркивал, что
олимпиады должны восприниматься не как «образовательный лифт в вузы», а
как «масштабнейший проект государственного значения по формированию
системы поиска и поддержки талантливых детей».
Эту позицию разделяет и директор Государственного Эрмитажа,
председатель Союза музеев России, член-корреспондент РАН Михаил
Пиотровский, по словам которого, «олимпиады противостоят усреднению
школьного образования». Главная проблема, по мнению Пиотровского,
заключается «не в утечке мозгов, а в том, что они не воспроизводятся».
Поэтому первостепенной задачей, по мнению организаторов олимпиад,
является создание интеллектуальной среды для одаренных детей и для
педагогов, которые занимаются их подготовкой.
В.Садовничий призвал возродить движение предметных кружков для
победителей и призеров олимпиад, а также летних школ, в которых ведущие
вузовские профессора читают лекции для учителей.
Напомнил он и о том, что по инициативе МГУ была возрождена еще одна
традиция – проведение Всероссийских съездов учителей-предметников.
Первым стал съезд учителей-математиков, состоявшийся в прошлом году, на
лето 2011 года запланирован съезд учителей физики, осенью в МГУ
соберутся преподаватели информатики.
Одна из главных тем обсуждения на таких мероприятиях – работа с
одаренными детьми и повышение общего уровня подготовки по каждой
конкретной дисциплине.
Контроль за олимпиадами будет усилен
Одним из ключевых принципов проведения олимпиад школьников
является
соблюдение чистоты, объективности и открытости обществу олимпиадных
процедур.
С этой целью впервые в 2010 году были организованы выездные инспекции,
охватившие почти 70% олимпиад, входящих в Перечень.
В 2011 году эта практика будет расширена: в проверках примут участие
представители Рособрнадзора. Уже достигнута соответствующая
договоренность и составлен график, согласно которому инспекции пройдут
с 1 февраля по 31 марта, в том числе в отдаленных регионах.
Еще одна новация нынешнего года связана с тем, что работы победителей
олимпиад будут проходить обязательную проверку совместными экспертными
комиссиями Совета олимпиад и Рособрнадзора для подтверждения (или
опровержения) их высокого уровня.
Кроме того, организаторы олимпиад считают необходимым отслеживать
траекторию победителей и призеров олимпиад после поступления в вузы.
Так, исследование, проведенное в первом и втором семестрах 2009/10
учебного года (в нем приняли участие 102 тыс. студентов из 225 вузов),
показало. что 47,2% зачисленных в вузы по итогам олимпиад учатся на
«хорошо» и «отлично». Среди студентов, поступивших на общих основаниях,
то есть по результатам ЕГЭ, лишь 40,5% имеют высокую успеваемость.
Подобные исследования планируется продолжить.
Введение дополнительных мер контроля за качеством интеллектуальных
соревнований не случайно.
Напомним, что в прошлом году много шума наделали заявления руководителя
Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования Любови
Глебовой, которая обратила внимание общественности на «неадекватное»
соотношение количества 100-балльников по ЕГЭ (около 3000) и призеров
интеллектуальных соревнований (более 23 тысяч).В конце декабря 2010
года в Фундаментальной библиотеке МГУ состоялся Второй всероссийский
семинар-совещание организаторов олимпиад школьников.
Если на первом совещании, прошедшем в Подмосковье в феврале прошлого
года, обсуждались в первую очередь территориальное расширение
олимпиадного движения и создание условий для участия
в интеллектуальных соревнованиях ребят с ограниченными возможностями
здоровья, то на этот раз основной темой стало
повышение качества олимпиадных заданий.
Сократим?
Кстати, участники Второго всероссийского совещания выступали с
предложениями о сокращении количества олимпиад, а также победителей и
призеров. Ректор Санкт-Петербургского государственного университета
информационных технологий, механики и оптики, председатель Экспертной
комиссии РСОШ по информатике Владимир Васильев считает
необходимым установить два уровня олимпиад вместо нынешних трех.
Возможно, будут сокращены и преференции для победителей
интеллектуальных соревнований. Так, Виктор Садовничий и председатель
Общественной комиссии РФ по развитию образования, ректор Национального
исследовательского университета Высшая школа экономики Ярослав
Кузьминов еще в прошлом году выступили с инициативой о введении
ограничений для олимпиадников, разрешив им использовать льготу для
поступления только в один вуз на одну специальность (в то время как
результаты ЕГЭ можно подавать в 5 вузов на 3 специальности в каждом).
Таким образом, планируется решить сразу две проблемы: воспитать у
абитуриентов культуру выбора и упорядочить прием в вузы.
И хотя в масштабах страны олимпиадники не оказывают давления на
конкурсную ситуацию (в прошлом году количество зачисленных в вузы по
итогам олимпиад, без вступительных испытаний, составило лишь 1,6% от
всего бюджетного приема), распределение представителей этой категории
по вузам было крайне неравномерным.
Так, по данным исследования, большинство олимпиадников устремились в
пять ведущих университетов, в числе которых МГУ, МФТИ, Бауманка и
«Вышка», создав там высокие конкурсы и отпугнув тем самым других
достойных претендентов, в то время как в 75 вузов не пришел ни один
победитель интеллектуальных соревнований.
Очевидно, что вероятное ограничение льгот для олимпиадников призвано
еще раз подтвердить намерение организаторов вовлекать в эту систему
учащихся невыпускных классов, расширяя тем самым возможности для поиска
и поддержки юных талантов из глубинки.
Кстати, олимпиады в этом году пройдут под знаком 300-летия со
дня рождения М.В.Ломоносова. В связи с этим в олимпиадные задания будут
включены тематические вопросы, посвященные деятельности и биографии
великого ученого.